Музыка "ДДТ" — простая, как и у многих рок-групп, но зачастую не в ней было дело. Песни Шевчука — это в первую очередь тексты, поэзия. Артиста по праву можно назвать большим поэтом нашей страны, и многие композиции могли бы стать страничками в сборнике стихотворений. Но хорошо, что для них подобралась красивая мелодия, которая придала им новые краски и подарила нам бессмертные хиты.
Более того, нередко именно своеобразная, запоминающаяся манера пения Шевчука как раз и придавала им то обаяние, благодаря которому песни сразу же становились популярными в народе. В честь дня рождения Юрия Шевчука давайте вспомним пять его громких хитов и то, о чем в них рассказывает нам музыкант.
Данный контент предназначен для лиц старше 18 лет.
"Я получил эту роль"
1984
Третий альбом — "Периферия" — "ДДТ" создавали тайком: ночью, прокрадываясь мимо спящей охраны, они записывались на студии башкирского телевидения. До этого музыканты писались сами, часто — просто дома, это были любительские записи, сделанные на магнитную ленту. "ДДТ" уже знали — они участвовали в конкурсах, выступали в советских ДК, и хоть у них и была острая, на злобу дня лирика, рок-музыка не была официально запрещена, потому организаторы концертов зачастую отделывались просто выговорами.
После "Периферии" у "ДДТ" начались конфликты с властью. Песни стали еще серьезнее, еще сложнее, более хлесткими стали слова, которые зачастую вызывали у группы проблемы. В прессе стали писать разгромные статьи, альбомы запретили продавать за рубеж, а сам Шевчук неоднократно был вызван в КГБ для разных бесед. Группу, конечно же, как и многих, обвиняли в антисоветизме, заставляли писать расписки о неисполнении этих песен, угрожали уголовным делом. Шевчука тогда спас народ — жители Уфы собрали подписи в защиту артиста.
"Я получил эту роль" — тяжелая песня со сложным текстом, который, с другой стороны, легко понимается взрослым человеком. Шевчук всегда писал созвучно своему времени, и тут тоже чувствуется его желание отразить настоящее. Он пишет о жертве, которую приносят молодые люди ради свободы, о несбывшихся мечтах.
"Что такое осень"
1992
Это, пожалуй, один из главных постсоветских рок-хитов, трудно найти человека, который родился и вырос в нашей стране и ни разу не слышал и не напел эту песню. Неудивительно: несмотря на довольно тоскливый смысл, у "Осени" — несложный мотив, который легко запоминается: его приятно пропевать, слова простые, музыка "цепляет". Хотя, когда Шевчук написал ее, прогуливаясь по Никольскому кладбищу, ни он, ни его соратники не представляли, что эта незамысловатая песня станет такой популярной.
"ДДТ" играли "Осень" бесчисленное количество раз. Трек действительно стал народным хитом, одной из самых излюбленных композиций ценителей жанра, без него, наверное, до сих пор не обходятся ни одни посиделки на кухне под гитару. Порою создается впечатление, что никто больше у "ДДТ" и не знает других песен, что ужасно несправедливо. Публика на концертах могла сразу начать скандировать: "Осень! Осень!", а после просить повторить композицию. Поэтому группа одно время перестала ее исполнять, чтобы страсти чуть поутихли.
"Дождь"
1992
Вообще эту песню Шевчук написал в 1981 году, когда еще был выпускником университета, и она вошла в состав первого альбома "ДДТ", который они записывали сами, по-любительски. Получается, что "Дождь" — один из самых ранних хитов, которые подарили нам "ДДТ". И один из самых красивых и проникновенных.
Есть легенда (которую одно время рассказывал сам автор), что Шевчук писал "Дождь" во время работы над своим дипломом. Стояла невыносимая жара, он сидел в своей мастерской в художественном университете, когда неожиданно этот зной сменился майским дождем. Другая же легенда, впрочем, тоже рассказанная автором, гласит, что Шевчука и его друзей ливень застал на улице и им пришлось прятаться в одной из подворотен.
Первая версия "Дождя" была еще не той песней, что потом пойдет в народ: аранжировка была другая, да и слова чуть другие. Уже позже, в 1984 году, работая над "Периферией", "ДДТ" переписали песню под аккомпанемент фортепиано, а Шевчук немного изменил слова. Но, как известно, трек на пластинку не вошел. Известность к треку пришла вместе с выходом клипа на него в 1992 году: в видео с Шевчуком в главной роли можно усмотреть отсылки к библейским сюжетам и к событиям Гражданской войны, а также августовского путча 1991 года.
"Родина"
1992
О своей земле, стране, о своей родине так или иначе пели и писали артисты и поэты всех времен. Кто-то хаял ее, кто-то боготворил, тосковал вдали или, наоборот, переживал не лучшие для родины времена в пределах ее границ. Но, надо признать, большая часть таких произведений пронизана любовью к родной земле, в чем и пытается разобраться Шевчук в своей песне.
Он написал "Родину" после прочтения романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго". История доктора-поэта настолько вдохновила его, что музыкант буквально на коленке сочинил слова для будущего хита. Шевчука часто спрашивали о смысле этой песни, а он, в свою очередь, часто вспоминал фразы: "Родину любить — не березки целовать" и "Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей".
Сам автор говорит, что любовь к родине тяжело объяснить: почему и за что любят свою землю? Сам Шевчук рассказывал, что видит все плюсы и минусы, но при этом все равно остается патриотом — не романтизируя, не идеализируя и не, наоборот, демонизируя образ своей отчизны. "Если б мы знали, за что мы любим… Мы бы тут же разлюбили, может быть… Никто не знает, и я не знаю. Но я не представляю, как можно жить в другом месте", — как-то признался он.
"Это все"
1994
Наверное, этот трек — самый популярный среди всех у "ДДТ". Его знают не только фанаты уфимской группы, но и слушатели, далекие от ее творчества. Традиционно практически каждое свое живое выступление музыканты закрывают именно этой композицией — красивой философской балладой, наполненной лиричностью и личными переживаниями.
Шевчук, хоть и всегда обращался к социальным, политическим темам, все-таки в первую очередь обычный человек со своими мыслями и драмами, жизненными перипетиями и трагедиями. "Это все" — как раз один из тех треков, что носит отпечаток его личной драмы — за два года до выхода альбома у артиста скончалась любимая супруга. Потому и одноименный альбом 1994 года был посвящен ей.
Так и получается, что это песня о расставании, о смерти. Такой образ и складывается с самых первых строк: побледневшие листья, наступившая зима, в которой не будет конца горю, — ведь "у воды нет ни смерти, ни дна". Но Шевчук — оптимист и во многих своих, казалось бы, самых тоскливых стихах дает проблеск надежды, светлый луч: "горсть тепла после долгой зимы". Он говорит, что все еще может измениться и какими бы ни были страшными трудности на нашем пути — самый темный час перед рассветом.
Редакция не поддерживает употребление табачной, алкогольной и наркотической продукции.