МОСКВА, 10 июля. /ТАСС/. Опрошенные россияне назвали в числе представителей отечественной культуры, известных большинству жителей страны, поэта Александра Пушкина, художника Илью Репина, музыканта Виктора Цоя, режиссера и актера Никиту Михалкова. Это следует из результатов совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Российской креативной недели, которое имеется в распоряжении ТАСС.
"В рамках исследования респондентам было предложено назвать имена самых ярких деятелей культуры и самые известные объекты культуры и искусства, а также ответить на ряд вопросов о чертах характера, присущих большинству россиян. В результате получился набор персоналий, объектов и ценностей, которые можно отнести к составным элементам российского культурного кода", - рассказали аналитики.
Так, по мнению 80% опрошенных, наиболее известным россиянам представителем русской литературы является Александр Пушкин, для 16% это писатель Лев Толстой, 13% респондентов выделили поэта Михаила Лермонтова, 12% - писателя Федора Достоевского, а 11% - поэта Сергея Есенина. Согласно результатам опроса, 23% его участников считают самым узнаваемым для жителей России в сфере музыки композитора Петра Чайковского, 6% - Дмитрия Шостаковича, 5% назвали таковым Михаила Глинку и еще 5% - музыканта Виктора Цоя. В области изобразительного искусства респонденты выделили художников Илью Репина (23% опрошенных), Ивана Шишкина (16%), Ивана Айвазовского (16%) и Виктора Васнецова (13%).
Как указано в результатах исследования, деятели отечественного кинематографа, составляющие часть культурного кода россиян, - кинорежиссеры Никита Михалков (13%), Эльдар Рязанов (5%) и Леонид Гайдай (5%). Опрос также затронул такие сферы культуры, как исполнительское искусство, гастрономия, архитектура, медиа и СМИ, дизайн и мода. В числе известных большинству россиян людей участники исследования назвали балерину Майю Плисецкую, архитектора Бартоломео Растрелли, телеведущую и кулинара Юлию Высоцкую, журналиста и телеведущего Владимира Соловьева, предпринимателя и программиста Павла Дурова.
"Важно отметить, что подавляющее большинство названных имен - это выдающиеся деятели прошлых столетий, в то время как имен ярких современников почти не упоминалось. Это подчеркивает особенность феномена российского культурного кода, который формируется, в первую очередь, за счет общего культурного наследия и памяти", - пояснили авторы исследования.
Кроме того, по мнению опрошенных, наибольший вклад в объединение жителей России вносит литература - так считают 63% респондентов. Опрос был посвящен и другим аспектам отечественной культуры. "Самыми знаковыми достижениями в области архитектуры [респонденты] считают московский Кремль, в гастрономии - пельмени, блины и окрошку, в области современных медиа - социальные сети "Одноклассники" и "ВКонтакте", - сообщили аналитики. А черты характера, присущие россиянам в большей мере, чем жителям других стран, - готовность оказать помощь (49%), смекалка и умение выходить из сложных ситуаций (45%), а также сила воли и упорство (37%).
Культурный код
Авторы исследования описывают понятие культурного кода как "набор характеристик, образов и устойчивых представлений, доставшихся народу от предков, которые понятны каждому". Аналитики поясняют, что культурный код является ключом к пониманию культуры народов и их особенностей.
"Большинство россиян (67%) никогда не слышали о понятии "культурный код". Лишь для трети опрошенных (33%) это понятие знакомо", - указано в заявлении по результатам опроса.
При этом те, кому знаком этот феномен, чаще всего понимают под ним единое культурное наследие страны. "Среди других распространенных трактовок этого понятия: нормы поведения и воспитания (11%), традиции (10%), менталитет (9%), историческая память (7%), единые ценности (4%), вера, духовность, религия (4%)", - отметили аналитики.
Об опросе
Всероссийский опрос был проведен Аналитическим центром НАФИ в июне 2022 года. В нем приняли участие 1,6 тыс. респондентов. Выборка, построенная на основе данных Росстата, репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта.
В новость внесена правка (11:53 мск) - приводится с исправлением в лиде в связи с уточнением данных пресс-службой Аналитического центра НАФИ, верно - совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Российской креативной недели