Бен Аффлек — живое воплощение поговорки: "Высоко взлетел, больно падать будет". Он может похвастаться одной из самых драматичных карьер в Голливуде — за каждым восхождением наверх его всегда ждало очень неприятное падение. "Он забрался на вершину, упал вниз и потом снова забрался наверх. Он испробовал на своей шкуре все, что может предложить Голливуд", — рассказывает про него лучший друг Мэтт Деймон.
Первые шаги
У каждого актера есть история успеха, определенный момент в жизни, который предопределил его или ее карьеру. У Бена Аффлека этот момент, безусловно, выход фильма "Умница Уилл Хантинг", сценарий к которому он написал со своим другом детства Мэттом Деймоном.
Аффлек вырос в городке Кембридж в пригороде Бостона, родине Гарварда — одного из самых престижных университетов в США. Его мать работала учительницей начальной школы, а отец, неудачливый писатель, нигде долго не задерживался и успел побыть плотником, механиком и даже уборщиком в Гарварде. Знакомый Аффлеков работал в кастинговом агентстве, поэтому с детства Бен получал небольшие роли в ТВ-шоу. Это занятие в академическом Кембридже было не самым популярным, поэтому Бену было не с кем разделить свое странное хобби. Единственным, кто так же болел кино, как и он, оказался сосед Мэтт на два года старше его. Вместе они начали мечтать о Голливуде, а когда подросли, даже составили бизнес-план по его покорению. По признаю обоих, это были невероятно наивные мечты, и тем не менее они все-таки воплотились в жизнь. Друзья даже открыли совместный банковский счет, средства с которого уходили на поездки в Нью-Йорк на прослушивания. Изначально никто из них не планировал снимать собственный фильм. Мэтт поступил в Гарвард, а Бен продолжил ездить на прослушивания.
"Недавно я видел новость о перезапуске "Беверли Хиллз 90210". Страшно представить, какой я старый, — сейчас делают ремейки проектов, на которые меня не взяли, когда я только начинал", — шутит актер.
Аффлек снялся в подростковой комедии "Под кайфом и в смятении" Ричарда Линклейтера, который, по словам актера, рассказал ему об основах кинопроизводства, а затем подружился с новым дарованием 90-х — независимым режиссером Кевином Смитом. Тот снял Аффлека в "Тусовщиках из супермаркета", где он сыграл главного злодея, а затем в романтической комедии "В погоне за Эми". Актер боялся, что за ним закрепится амплуа плохого парня, и попросил режиссера дать ему какую-нибудь нетипичную для него роль.
Умница Бен Аффлек
Учась в Гарварде, Деймон написал рассказ о гениальном парне Уилле Хантинге и дал Аффлеку его почитать. Они решили переделать его в сценарий. От изначального рассказа осталась всего одна сцена, а будущий фильм задумывался как триллер — особые способности Уилла привлекли к нему американские спецслужбы, которые хотели использовать его для собственной выгоды. Готовый сценарий быстро нашел покупателя — студия Castle Rock Entertainment заплатила молодым дарованиям около $600 тыс. Однако это было лишь началом их мучительного пути.
"Умницу Уилла Хантинга" нельзя назвать производственным кошмаром, но он был довольно близок к этому. Прежде всего, студия попросила друзей переделать сценарий. В нем было две противоречащих друг другу линии: личные проблемы Уилла с его девушкой и отношения с психоаналитиком и детективная линия с преследованием ФБР. Нужно было выбрать что-то одно, и сценаристам настоятельно порекомендовали сосредоточиться на межличностных отношениях героя и забыть про экшен. Неожиданный вклад в сценарий внес и неуловимый Терренс Малик (режиссер живет затворником и не общается с прессой). Он предложил друзьям изменить концовку, и они сразу же с ним согласились.
Деймон и Аффлек настаивали на том, что они оба должны сыграть в фильме, что, конечно, абсолютно не устраивало студию — никому не хотелось делать проект с двумя молодыми неизвестными актерами. Из-за этого Castle Rock предложила им вернуть вложенные студией деньги и найти нового покупателя на их условиях, либо фильм будут снимать без них. В отчаянии Аффлек предложил сценарий Кевину Смиту, но тот посчитал его слишком красивым. Он не стал режиссером "Уилла Хантинга", зато нашел ему продюсера — печально известного Харви Вайнштейна. Вместе с этим в проект пришла так нужная ему звезда.
Деймон снимался в главной роли в "Благодетеле" Фрэнсиса Форда Копполы, дал почитать ему сценарий, а тот предложил его Робину Уильямсу. В то время Уильямс был одной из главных голливудских звезд, и его присутствие в проекте позволило студии взять в фильм двух ноунеймов — Аффлека и Деймона. И хоть последний сыграл главного героя, по словам Гвинет Пэлтроу, которая несколько лет встречалась с Аффлеком, именно он похож на Уилла Хантинга: "Они оба обезоруживающе быстрые, со свирепым интеллектом и в какой-то степени неудачники".
Взлеты и падения
"Умница Уилл Хантинг" принес Аффлеку и Деймону "Оскар" за лучший оригинальный сценарий и сделал 25-летнего Аффлека самым молодым обладателем статуэтки в этой номинации. Актер до сих пор держит этот рекорд. За этим последовал "Армагеддон", где он сыграл красивого бурильщика, отправляющегося на астероид, чтобы спасти человечество. К престижному "Оскару" добавилась оглушительная слава. Режиссер Майкл Бэй заставит Аффлека поменять зубы, похудеть, накачать пресс и загореть.
"Это был настоящий Голливуд, который я никогда не видел. Два съемочных павильона переделали в огромные астероидные кратеры, а я даже не задумался о том, что фабула фильма абсолютно абсурдна", — вспоминает актер. Манипуляции с внешностью и компромиссы с логикой полностью окупились, особенно после еще одного хита Бэя — "Перл-Харбор".
Медиа прозвали пару "Беннифер", а Аффлек начал сходить с ума от популярности. "Сорвиголова", "Джильи", "Час расплаты", "Прожигатели жизни" — один проект был неудачнее другого. Тогда он признался Деймону: "Я в самой ужасной ситуации в своей жизни. Я могу продавать журналы, но не билеты в кино".
Однако за чередой неудач последовала реабилитация: Аффлек расстался с Лопес, потому что был больше не в силах терпеть повышенное внимание прессы, женился на Дженнифер Гарнер и попробовал свои силы в режиссуре. Его дебютный триллер "Прощай, детка, прощай" с братом Кейси Аффлеком в главной роли хоть и не заработал миллионов в прокате, получил положительные отзывы и доказал, что из Аффлека может получиться хороший режиссер. Это подтвердил еще более удачный боевик "Город воров", а политический триллер "Операция Арго" про кризис в Тегеране получил три "Оскара" и вернул Аффлека на олимп. Казалось бы, актер и режиссер снова оказался на коне, но не тут-то было. За успехом последовал развод, алкоголизм и неудачные попытки стать Бэтменом, которые показали Аффлеку, что пора перестать делать то, что хотят другие, и подумать о том, что хочется ему самому.
А ему самому хочется делать проекты, которые, может, и не принесут огромной славы и коммерческого успеха, но зато интересны в творческом плане. Так, через 25 лет после их дебюта Аффлек и Деймон воссоединились, чтобы написать сценарий исторической драмы "Последняя дуэль". Смешные стрижки, старофранцузский язык и Ридли Скотт в качестве режиссера — Аффлек получил настоящее удовольствие от съемок, особенно после депрессивной и тяжелой "Лиги справедливости". "Последняя дуэль" провалилась в прокате, но какая разница? Главное, что актер гордится проектом. "За мою карьеру я сделал где-то десять фильмов, которыми действительно горжусь, 20 — про которые у меня довольно противоречивое мнение, и десять — о которых я сильно жалею".
Кажется, актер снова на подъеме. Он снялся в нескольких низкобюджетных, но крепких драмах, которые стали очень личными для актера: "Вне игры", где он сыграл тренера-алкоголика, и "Нежный бар" Джорджа Клуни, напомнивший ему о детстве. А еще воссоединился со своей давней любовью Дженнифер Лопес. Аффлек наконец-то на своем месте, и вниманием СМИ его явно больше не испугаешь.
"Я никогда не воспринимал славу как благодетель. Может, мне пару раз прощали превышение скорости или давали столик в хороших ресторанах, но для меня смысл всегда был в самой работе. Иначе чего это все стоит? Это разрушает, меняет отношения с близкими. Но время показало, что именно в кризис наступает момент, который заставляет тебя идти дальше: "Черт с ним, это не работает, значит, я попробую что-то другое". Я научился гораздо большему у неудач, чем у триумфов".