7 октября 2022, 22:46,
обновлено 7 октября 2022, 23:50

Нацгалерея США пришла к выводу, что ее картину "Девушка с флейтой" написал не Вермеер

Дмитрий Кирсанов/ ТАСС

Кроме того, эксперты галереи выдвинули предположение о том, что художник не был гением-одиночкой

ВАШИНГТОН, 8 октября. /ТАСС/. Национальная художественная галерея США пришла к заключению о том, что находящаяся в ее собрании картина "Девушка с флейтой" не принадлежит кисти нидерландского живописца Яна Вермеера Делфтского (1632-1675). Об этом администрация музея объявила в пятницу на пресс-конференции, которая была посвящена оглашению итогов нового исследования принадлежащих ей работ Вермеера.

В общей сложности в собрании галереи находится, как было принято считать до настоящего времени, четыре картины этого мастера золотого века голландской живописи ("Женщина, держащая весы", "Женщина в красной шляпе", "Дама, пишущая письмо" и "Девушка с флейтой").

Однако результаты свежих изысканий американских специалистов позволили заявить им, что последняя из этих работ, сомнения по поводу авторства которой существовали и ранее, была выполнена "не самим голландским художником", а неизвестным лицом, каким-то образом связанным с Вермеером. Кроме того, эксперты галереи выдвинули предположение о том, что существовала и мастерская Вермеера, круг его учеников и работавших с ним других художников, что он не был гением-одиночкой, вопреки бытующим до сих пор представлениям об этом живописце XVII столетия.

Проект, рожденный пандемией

Новые исследования четырех упомянутых картин при помощи в том числе рентгенфлуоресцентного и микроскопического анализа были проведены в 2020-21 годах, когда галерея была вынуждена приостановить прием посетителей из-за пандемии, вызванной новым коронавирусом.

Результаты проекта воплотились в выставку "Секреты Вермеера", которую галерея открывает для публики 8 октября, чтобы поделиться с широкой общественностью своими нынешними выводами. Журналистам эти данные представили директор галереи Кейуин Фелдмэн, а также участники исследований Марджори Уисмэн и Мелани Гиффорд, ряд других их коллег.

По мнению Фелдмэн, изложенные этими экспертами выводы являются, "возможно, самым значительным открытием", касающимся творчества Вермеера, "за десятилетия". "Это фундаментально меняет наше понимание Вермеера", - убеждена директор музея.

Опираясь на совокупность результатов своих изысканий, участники проекта утверждают, что "Вермеер не писал "Девушку с флейтой", поступившую в собрание галереи в 1942 году. Однако автор этой небольшой по размеру картины (дерево, масло) "был близко знаком с уникальными методами работы Вермеера", считают участники проекта. С их точки зрения, этот неизвестный "мог быть учеником или подмастерьем" Вермеера, "любителем, который оплачивал уроки", получаемые у мастера, "свободным художником", привлекавшимся от случая к случаю, "или даже членом семьи" великого голландца.

Отвечая на вопросы корреспондента ТАСС, Гиффорд подчеркнула, что установление личности загадочной фигуры затрудняется прежде всего тем, что "архивы в Делфте, содержавшие информацию о подмастерьях художников, утрачены". "У нас в действительности нет архивных данных ни о ком из современников Вермеера, равно как и о нем самом", - отметила искусствовед. На ее взгляд, в прошлом было также принято подходить к личности того или иного "великого художника как к уникальной фигуре", порой игнорируя тот факт, что у многих из них были свои мастерские. "Было так много художников, чьи имена канули в историю, - люди, просто занимавшиеся этим делом за поденную плату, не обязательно были известными мастерами, подписывавшими свои работы, слава которых дошла до XXI века", - добавила со своей стороны Уисмэн.

По ее словам, она и ее коллеги "выдвигают новое предположение", которое, как надеются сотрудники галереи, "приведет к дальнейшему исследованию" наследия Вермеера. В целом, как полагают искусствоведы, в настоящее время достоверно известно о существовании лишь примерно 35 его работ. Фелдмэн охарактеризовала Вермеера как "загадочного голландского художника". "Картины Вермеера являются неотъемлемыми жемчужинами нашей коллекции", - сказала директор музея.

О галерее

Собрание Национальной художественной галереи США состоит из более чем 150 тыс. произведений искусства, в основном западного. Ее ежегодно посещают более 5,2 млн человек. По данным специализированной американской печати, галерея входит в десятку самых популярных в мире. В Национальной художественной галерее США хранится ряд шедевров, украшавших в прошлом залы Эрмитажа и распроданных после революции советскими властями. В соответствии с официальными сведениями галереи, речь идет в общей сложности о 21 полотне, среди которых, в частности, работы Рафаэля, Рембрандта, Тициана.

Галерея является частью Смитсоновского института. Это крупнейший в мире музейный и научно-исследовательский комплекс. В систему института входят 19 музеев и галерей в Вашингтоне и Нью-Йорке, Национальный зоопарк в столице США и еще девять научно-исследовательских центров. Официально институт считается государственным учреждением. Доля американских властей в его финансировании составляет примерно 70%. Дополнительные средства в бюджет организации поступают главным образом от частных жертвователей, за счет издательской и коммерческой деятельности. 

Теги:
США