Народный артист России Александр Розенбаум традиционно проводит концерты в Большом зале Центрального академического театра Российской армии. В этом году он представляет свою сольную программу "Упереться, не сломаться…". Всего запланировано 12 концертов — в них прозвучат как и хиты, которые большинство жителей нашей страны знают не одно десятилетие, так и новые песни.
"Я давно определен"
Настроение певца сформировано во многом 70-ми годами прошлого столетия, временем, когда он проходил свое творческое становление. Это настроение несомненной правоты, но без ура-патриотизма. Сейчас Розенбаум заявляет: "Я давно определен!", "Я — в Ленинграде!" Он крепко стоит на своих ногах — у него есть убеждения, и он про них говорит прямо. Невозможно не обращать внимания на события в мире: он неспокоен душой, переживает за людей, попавших в беду, и считает, что должен нести свое искусство всем.
Название концерта "Упереться, не сломаться…" контрастировало с пометкой на билетах "6+". Все же эмоциональное напряжение делало его мероприятием "для взрослых". Он был о человеческой силе и способности отстаивать свои убеждения. И были там люди в основном среднего возраста, серьезные и осознанные.
Атмосфера питерского двора
Вечер начался с минимальным опозданием и стартовал со шквала оваций. "Здравствуй, Исаакий" — Розенбаум начал московский концерт песней про Питер и продолжил это тематическое попурри про город на Неве. В том числе прозвучали "Лиговка" и "На улице Марата" — эти песни прекрасны и знакомы многим. Сцена была обустроена как питерский двор. Часть декорации представляла собой экран, и на него то выводились соответствующие песням фото и изображения, то он превращался в часть стены дома — тогда окна в нем оживали, играли тенями и бликами света. Это было окно в мир романтики и чувства. Музыканты появлялись словно из дверей парадных и подвалов, и однажды над стильной декорацией даже пролетела птичка.
Зал пел хором, люди снимали окружающее на видео, находясь в самой середине партера. Получились, надо думать, особо памятные кадры. Звучал более поздний материал "Я хотел бы проснуться утром" из альбома "Симбиоз" (2018), "Если бы я был молодым" — почти рок-композиция со смягченной аранжировкой. Тему ностальгии развивали песни "Размышление на прогулке" ("Мы свои дожди переживем"), "Это было хорошее время" с упоминанием битловской "Леди Мадонна" и проигрышем из их же You Never Give Me Your Money.
Певец не делал никаких резких или пафосных заявлений. При этом известно, что, когда артист играл для солдат в госпиталях, он был включен Минкультом Украины в черный список деятелей культуры, которые "создают угрозу национальной безопасности". Туда же, в частности, входят и Олег Газманов, и Юлия Чичерина. Не прозвучала, к сожалению, ностальгическая вещь "Светлой памяти". Певец исполнил "Мы все поймем", "Аминь", "Жар-птицы перо". А перед антрактом спел популярную вещь "Глухари", как бы готовя публику ко второму отделению, где прозвучало больше старых хитов, много ритмичных, динамичных песен.
Чтобы не болело сердце
Второе отделение началось с "Мы отбываем вечерней лошадью" и давшей название программе "Упереться, не сломаться" с берущими за душу словами: "Чтоб у мамы на том свете не болело сердце". Так, наверное, и было задумано настроение этой части концерта — духоподъемно, невесело, но и не упаднически. Обстановка была очень демократичной, люди с цветами могли между песнями подняться на сцену, их было много, кто хотел — подпевал, кто хотел — танцевал, можно было и покричать из зала "браво!".
Прозвучали "Затрясло однажды, заколбасило"; "Братан" с лихим танцем клавишника и перкуссиониста, вышедших на авансцену; "Романс, горлом вырванный из струн"; "Подари коня цыгану"; а всем знакомая "Есаул молоденький" была спета опять вместе с залом. Часть песен исполнялась просто под гитару, например "Апельсины", "Она была похожа...". Александр читал свои стихи с особой ритмикой, близкой к разговорной речи, вызвав улыбку публики иронично-эротичным текстом про "странную музу". Прозвучал "Вальс-бостон", затем песня "Алтай", привезенная музыкантом из отпуска, блюз "Если ты пойдешь со мной" и "Ау". На прощание Александр спел "Я за то, чтобы был мир", а затем попросил включить свет, сказав: "Я вас всех увижу!" — и уже с включенным светом, как напутствие, завершил программу "Утиной охотой" ("Летать так летать!").
Высокое искусство
Иногда кажется, что мы упускаем из виду, что концерт больших мастеров — отличное шоу, в котором главное, в отличие от ложных современных масок, — большой труд профессионалов, где творчество, искусство опирается на умение и знание. И эффект получается соответствующий. Эта мысль касается выступления Александра Розенбаума в полной мере. Его признаком было и концептуальное отсутствие штампов в словах — точный русский язык и генетическая необходимость говорить о важном и нужном для всех. Ведь это именно то, чего ждут люди.
В век политической риторики и информационных фейков очень важно простое и ясное слово художника, которое отзывается в душах. Бард не скрывал ностальгии, хотя это вроде бы и "немодное" состояние духа. Он уверенно держался на границе между народностью, в смысле простоты, ясности, и разумом, желанием понимать происходящее вокруг, пропускать его через себя. Этих качеств сейчас остро не хватает. Шесть дней в октябре и шесть в ноябре — дистанция марафонская, для серьезной музыки трудная. Однако, учитывая серьезность и бескомпромиссность Розенбаума, для артиста главное — разум, совесть и боль. Певец поднимает этим свой жанр выше общепринятых стандартов.
Александр Волков