14 января 2023, 10:30
Статья

Рассказываем о концерте, состоявшемся 13 января в Crocus City Hall

Денис Мацуев. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Денис Мацуев

Выступления накануне Старого Нового года для Дениса Мацуева стали традиционными. Уже несколько лет он встречает праздник на сцене Крокуса, зал которого вмещает 6000 человек — гораздо больше, чем академические пространства. Сердцем программы в этот раз стали Первый и Второй концерты Рахманинова для фортепиано с оркестром, ведь 2023 год — юбилейный для композитора: исполняется 150 лет со дня его рождения. Однако кроме заявленных произведений, маэтро Мацуев исполнил и другие. На праздничном вечере побывала редактор раздела культуры ТАСС Дарья Шаталова.

Просторная сцена Крокуса тонет в полумраке — мягкий, тусклый свет обнимает пока еще пустые стулья, пюпитры с нотами и роскошный черный рояль Steinway & Sons. За кулисами слышны звуки разыгрывающихся инструментов — приятный нарастающий гул, в котором внезапно проскальзывают знакомые фразы Чайковского. О том, что во втором отделении концерта, посвященного Рахманинову, зрителей ждет сюрприз, многие наверняка еще не знают.

Денис Мацуев (в центре). Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Денис Мацуев (в центре)

Постепенно появляются музыканты Госоркестра имени Светланова, первая скрипка подает коллегам ноту "ля" на рояле — нужно настроиться. Когда все готовы, за пульт встает известный оперно-симфонический дирижер Юрий Ткаченко — вместе с Денисом Мацуевым они работали неоднократно. Через мгновение, в черном фраке, на сцену выходит и сам маэстро. В этом году он уже сыграл два концерта в Сочи с Александром Сладковским и Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Минуя долгие купания в овациях, Денис Мацуев сразу садится за инструмент.

Рахманинов сквозь века

Первый концерт Сергей Рахманинов написал еще в студентом в 1890-1891 годах. По словам профессионалов, в своей оригинальной редакции это произведение — созданное юношей — было недостаточно самостоятельным. В нем чувствовалось влияние других композиторов, слышались их интонации, а сама мелодия местами была наивной. Спустя четверть века Рахманинов, будучи уже опытным и известным виртуозом, внес в Первый концерт изменения: обогатил его, пересмотрел инструментовку, сделал партию фортепиано более элегантной, фактурной и сложной. Эту версию 1917 года нам и посчастливилось услышать. 

Переливы рояля — бесконечные, мелодичные, напоминают набегающие волны или рассыпавшуюся нитку жемчужных бус. Главная тема — лиричная, напевная, глубокая, как и романсы Рахманинова, рождает романтические образы, воспоминания о прекрасных временах, которые ты может и не застал, но благодаря музыке можешь с легкостью представить: холодная гладь озера, аллеи старинной усадьбы, предвечерняя прогулка на закате ранней зимой. Поддерживает ностальгический дух нависшая над сценой дымка. Волнообразные фразы, восходящие арпеджио — когда ноты аккорда берутся не одновременно, а одна за другой, быстрые и нарастающие повторения навевают мысли о подводном царстве. После от "плавания" музыка переходит к полету.

Когда слушаешь Рахманинова, здорово закрыть глаза и следовать за образами. Однако, если играет Мацуев, сделать это сложнее, ведь очень интересно наблюдать за ним и его движениями. У маэстро экспрессивная и невероятно погруженная в материал манера исполнения. Он не только виртуозно перебирает клавиши пальцами — так быстро, что глаз не успевает ухватить движения, но и отдается музыке всем корпусом, головой, делает то элегантные, то резкие взмахи руками, добавляет повороты шеи, использует мимику и несомненно вступает в разговор с инструментом и мелодией. Все это действие выглядит так эмоционально и артистично, что сложно отвести взгляд. 

В этом году запланировано много событий, посвященных Сергею Васильевичу. Я думаю, что во всем мире будут исполняться практически все его произведения. Рахманинов — один из уникальных композиторов, у которого совсем нет неудачной музыки. Она уникальна, узнаваема и гениальна".
Денис Мацуев

Кстати, для самого Дениса Мацуева фигура Сергея Рахманинова особая. В одном из интервью он рассказывал, как в 1991 году во время поездки в Москву проходил мимо Центральной музыкальной школы. Тогда ему удалось попасть на прослушивание к директору ЦМШ Валентину Бельченко. Мацуев сыграл две прелюдии Рахманинова в своей джазовой импровизации. После этого Бельченко посоветовал шестнадцатилетнему юноше из Иркутска немедленно поступать в Москву.

За Первым концертом последовал Второй — одно из самых известных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой литературы для фортепиано с оркестром. Героические мотивы, императивный ритм, мощь и широта пассажей создают таинственную атмосферу, где находится место мыслям о подлинном искусстве, картинах старых мастеров. Как и их мазки — густые, насыщенные, темные — музыка струится и захватывает своей глубиной, внутренним величием.

Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

И если во время Первого концерта удается еще что-то проанализировать или осмыслить, то во время Второго — окончательно растворяешься в мелодии и сидишь, как зачарованный. Вероятно, неспроста Рахманинов посвятил именно это произведение своему другу, врачу-гипнотизеру Николаю Далю. В реальность возвращает третья часть — невероятно быстрая, ритмичная, резковатая, местами маршеобразная. Кстати, именно Второй концерт Рахманинова Денис Мацуев исполнял на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.

Новогодние сюрпризы

Полная программа вечера оставалась для зрителей неизвестной до самого начала. После антракта, во втором отделении, Денис Мацуев исполнил Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром, написанный в 1874 году. Произведение считается первым классическим образцом этого жанра в русской музыке и является, наверное, одним из самых популярных во всем мире. 

Чайковский и Рахманинов — два наиболее часто исполняемых на сценах в любой точке на земле русских композитора. И не случайно я выбрал произведения именно этих композиторов для своего концерта. Как вы знаете, Сергей Васильевич всегда чтил мнение Петра Ильича, советовался с ним. Известный исторический эпизод: Рахманинов выслал Чайковскому свои партитуры, не опубликованных тогда еще произведений. К сожалению, эти музыкальные тексты потерялись и были найдены специалистами лишь спустя много-много лет. И мне выпала честь записать их впервые в Сенаре, доме композитора, на его личном рояле".
Денис Мацуев

Мощные и "раскатистые" пассажи, эпические мотивы и известные, наверное, каждому звуки духовых в начале — Первый концерт Чайковского отражает широту русской души. Он давно стал одним из символов нашей культуры. Видимо, именно поэтому фрагмент произведения звучал на Олимпийских играх в Токио и Пекине, когда российским спортсменам из-за санкций и допингового скандала запретили использовать гимн.

После Чайковского зрители долго не хотели отпускать Дениса Мацуева со сцены. На бис он исполнил еще пару произведений, в том числе знаменитую Прелюдию до-диез минор Рахманинова. Когда и этого оказалось недостаточно, маэстро решил немного пошутить.

"Я с детства любил одну мелодию, думаю, что многие ее когда-то слышали. мне представлялось всегда, как бы ее интерпретировали разные композиторы. Скажем, такие как Моцарт, Шопен, Шуберт, Свиридов, Рахманинов и кто-либо из джазовых музыкантов", — заинтриговал пианист. Той самой мелодией оказалась "В лесу родилась елочка" — Денис Мацуев виртуозно сымпровизировал ее в нескольких вариантах, подражая узнаваемой стилистике разных музыкантов. "Елочка" то обрастала классическими моцартовскими интонациями, то фразами из "Шопенианы". Удалось ее соединить даже со знаменитым мотивом "Время вперед" Свиридова. После серьезной и рефлексивной музыки зрители явно не ожидали такого подарка, но получилось весело, смешно и по-новогоднему тепло.

Дарья Шаталова