В последнее время было объявлено о нескольких новых фактах из истории древнейшего памятника мира античного мира - Амфитеатра Флавиев, или Колизея. Это один из самых посещаемых археологических музеев. Директор Колизея исследовательница Росселла Рея рассказала в интервью ТАСС о секретах древнего амфитеатра, его загадках, легендах, прошлом и будущем.
- Совсем недавно вы объявили о новом открытии в Колизее: каждый из семидесяти с лишним входов для публики был отмечен номером ярко красного цвета, а у зрителей были входные билеты - точь-в-точь как на современных стадионах с секторами. И это отнюдь не первое открытие, Древний Рим не перестает преподносить сюрпризы археологам. Колизей давно изучается, сможем ли мы когда-нибудь сказать, что все знаем о древнем цирке?
- Сомневаюсь. Этот памятник полон сюрпризов, которые неисчерпаемы. Иногда достаточно особенного освещения, чтобы увидеть что-то новое. Потом в Колизее постоянно ведутся работы по реставрации и археологические исследования.
- Что нового можно ожидать от раскопок?
- В зоне проспекта Императорских форумов мы мало что надеемся обнаружить. Потому что вся археологическая часть была разрушена во время работ в 1930-х годах (в ходе строительства проспекта, соединившего площадь Венеции с Колизеем. - ТАСС). На месте нынешнего проспекта был небольшой холм, который полностью срыли. Но вся археологическая зона вокруг Колизея, которая простирается с одной стороны до Палатинского холма, с другой - до Эсквилина, очень непростая для изучения.
Даже исследование "Домус Ауреа" ("Золотого дворца" Нерона) достаточно осложнено, потому что та часть, где сейчас идут реставрационные работы и которая открыта для посещений, - это лишь один павильон огромного императорского дворца. На самом деле он занимал территорию от Палатинского холма до того холма, который был полностью срыт во времена Муссолини, весь бассейн Колизея, на месте которого во времена Нерона было озеро. И неожиданные находки могут быть в любой из этих точек. Даже перед Колизеем у арки Константина можно увидеть следы "Домус Ауреа".
- Реставрационные работы проводятся в первую очередь для поддержания памятника, насчитывающего историю в две тысячи лет. В Риме всегда говорили: "Пока стоит Колизей, стоит Рим, пока стоит Рим, стоит мир". Объективно в каком состоянии находится Колизей?
- Если верить поговорке, то конец света нам не грозит. Колизей - это огромная руина и нуждается в непрестанной заботе. Как невозможно представить себе, что мы будем знать все о Колизее, так и невозможно представить себе его без строительных площадок. Здесь постоянно будут проводиться работы, как это было с самого первого дня его существования (72 год н. э.). И никогда не исчезнет необходимость в реставрации. Помимо времени, которое в определенном смысле враг всем нам, много вреда исходит от деятельности человека.
В первую очередь это загрязнение, вызванное дорожным движением, хотя сейчас мы ожидаем, что воздух станет чище в связи со значительным ограничением проезда у древних стен. Но достаточно неблагоприятное влияние оказывают и естественные природные явления. Например, один из врагов Колизея - ветер, который приводит к коррозии туфа. Есть целые блоки туфа, в буквальном смысле слова съеденные ветром. Особенно страдает южная сторона. Перепады температур, холод или снег, который выпадал в Риме три года назад, приводят к образованию трещин. Все эти воздействия в долгосрочной перспективе в случае отсутствия постоянного контроля могут привести к необратимому ущербу. Именно поэтому я говорю о постоянной стройплощадке. Дождь - еще одна напасть, особенно интенсивность осадков, которыми отмечены последние годы. От проникновения воды разбухают стены и оригинальные половые покрытия. От гидрологической опасности нужно защищать подземелья Колизея.
- За почти 2 тыс. лет своей истории Колизей чего только ни переживал: землетрясения, разбор по кирпичику на стройматериалы. В Средневековье, как тоже недавно выяснилось, его использовали под жилища ремесленники. И все-таки современный уровень развития цивилизации может привести к утрате этого памятника или у науки есть орудие противостояния побочным эффектам прогресса?
- Разумеется, у нас есть инструменты для того, чтобы обеспечить сохранность Колизея. Но все дело в финансировании. На это нужно немало денег - не менее €2-3 млн в год лишь на работы по поддержанию. И если уж говорить откровенно, если Колизей сохранился до наших дней, этим мы обязаны папам римским. В определенный момент он перешел во владение Церкви, и по распоряжению пап были укреплены стены, особенно южная стена. Если бы не эти вмешательства, Колизей бы уже обвалился.
- Неужели такой важнейший мировой памятник, как Колизей, который посещают более 5 млн человек в год, не в состоянии содержать себя сам, на выручку от продажи входных билетов например?
- Мы в 2014 году преодолели порог в 6 млн туристов в год. Но дело в том, что эти деньги поступают в управление по охране археологического наследия Рима и распределяются на поддержание всех археологических комплексов и музеев Рима, которые находятся в введении управления и принадлежат государству. €50 млн выручки - это даже много для Колизея. Хватило бы €2-3 млн.
- Но вы не получаете ничего из этих денег?
- Нет, потому что они нужны на содержание государственных археологических музеев и комплексов Рима, включая Остию (древний римский порт). Можно сказать, что Колизей всех содержит, но сам получает финансирование по другой схеме и его, как правило, не хватает.
- Собственно, идея зарабатывать на Колизее лежит в основе планов сделать новое покрытие арены для проведения спектаклей и концертов. Что вы думаете по этому поводу?
- Мы, со своей стороны, представили в министерство культуры свои соображения по поводу целесообразности и реалистичности осуществления такого проекта. Сегодня с технической точки зрения возможно все. Но прежде чем строить целиком арену, необходимо провести подготовительные работы и в первую очередь откачать воду и обеспечить полную изоляцию от проникновения влаги в подземные участки. И это очень сложная комплексная задача.
Потому что старая канализационная система была разобрана в 1940-х годах во время строительства ветки метро, а обводных сточных труб недостаточно, чтобы абсорбировать всю воду. И под Колизеем постоянно образовывается застой, представляющий большую проблему. И учитывая всю эту подготовительную работу, сроки растягиваются. Немалые требуются и затраты - от €25 млн до €30 млн для восстановления подземелий. Ясно, что это будет зависеть от спонсорской поддержки.
Лично я думаю, что при восстановлении арены Колизей утратил бы свою идентичность. Это сделало бы его таким же, как все остальные древние амфитеатры, которых сохранилось около 180-190 на территории бывшей Римской империи.
Надо сказать, что идея министра (Дарио Франческини. - ТАСС) заключается не столько в том, чтобы сделать Колизей площадкой для приема публики, как Арена ди Верона, сколько в том, чтобы Колизей использовался для теле- и кинопроизводства. То есть зарабатывать при этом предполагается за счет продажи прав на съемку и последующую демонстрацию того или иного спектакля. И речь идет исключительно о событиях высокого уровня - спектаклях, концертах, балетах, а не о футбольных матчах, как предположил владелец столичного клуба "Рома". К тому же арена Колизея по размерам меньше, чем футбольное поле.
Разного рода концерты у нас уже бывали, в частности Пола Маккартни (2003 год) или оперного певца Андреа Бочелли (2009 год), но все эти акции носили благотворительный характер.
- Вы каким видите идеальное будущее Колизея?
- На мой взгляд, Колизей должен быть совершенно пустым. Из него нужно вынести все неоригинальные, изначально не принадлежавшие ему структуры - билетную кассу, сувенирный магазин. То есть все, что нужно туристу, должно оставаться вне стен Колизея. И собственно, это уже делается в рамках реставрационных работ, которые осуществляются за счет частного финансирования "Тод`з" (итальянский предприниматель Диего Делла Валле выделил €25 млн. - ТАСС).
Все структуры приема будут располагаться отдельно в специальном павильоне. Лично я вижу Колизей даже без выставок, без дидактических материалов, совершенно пустым. Потому что больше всего поражают всех приходящих сюда размеры Колизея, пространство, архитектурный размах. Я очень внимательно отслеживаю комментарии туристов. Прежде чем лечь спать, последнее, что делаю, читаю отзывы.
- А у Колизея есть страница в Facebook, других соцсетях?
- Я читаю отзывы на портале TripAdvisor, где туристы оставляют свои впечатления. И 99% отзывов вполне положительные. Больше всего почти всех впечатляет размер, пространство, монументализм Колизея, и те, кто приходит самостоятельно, или в сопровождении гида, или даже с аудиогидом, обращают мало внимания на экспозиционную часть. Выставки - это факультативное дополнение, которое может присутствовать, а может и не присутствовать.
Это наталкивает на идею о том, что Колизей должен быть пустым. Лучше увеличить число гидов, оптимизировать маршруты посещения и открыть новые пространства. То, что туристов разочаровывает, это площадь перед входом: большие очереди, неавторизованные гиды и сомнительные услуги.
- А почему бы не восстановить полностью Колизей, не воспроизвести оригинал, каким он был - облицованный мрамором со скульптурами. Почему современная археология не приемлет такого рода реставрацию?
- Нет никакой нужды в восстановлении Колизея, его нужно сохранять таким, каким он дошел до наших дней. Да это было бы и невозможно, облицовку не выдержали бы стены. И потом, есть множество альтернативных способов реконструкции того, как это выглядело, особенно сейчас при помощи трехмерной графики создаются виртуальные модели.
- Раскройте какой-то секрет Колизея, какой-то малоизвестный факт. Ведь не все помещения цирка открыты для посещения публики, как, например, легендарный "коридор Коммода", в котором был убит император, лично выступавший на арене?
- Точно не известно, где был убит Коммод. Исторические источники говорят: "В темной галерее Колизея". А галереи были все темными. Поэтому речь может идти о любой из множества. Но галерея императорского входа - один из объектов реставрации и должна быть открыта. Это единственная часть Колизея, где сохранились лепнина и фрески. Мы проводили работы по их консервации, но необходимы дополнительные раскопки. Потому что мы даже не знаем, куда именно ведут эти галереи. В ближайшее время мы собираемся открыть самый последний этаж Колизея, таким образом можно будет пройти весь цирк - от подземных частей до самого верха. Но понадобится хорошая физическая подготовка, потому что подниматься можно будет только пешком.
Беседовала Вера Щербакова