26 апреля 2023, 14:27
Статья
Московский кинофестиваль

На основе нашей жизни. Самые искренние документальные фильмы 45-го ММКФ

Московский международный кинофестиваль (ММКФ) уже перешагнул за свой экватор и близится к завершению. 27 апреля со сцены театра "Россия" прозвучат названия лучших картин по версии жюри киносмотра. Одним из самых популярных направлений ММКФ остается документалистика. На показах конкурсной и внеконкурсной программ нет свободных мест в кинозалах, а самые долгие пресс-конференции ММКФ всегда у режиссеров неигрового кино
Кадр из фильма "Дайте мне победить". Пресс-служба Московского международного кинофестиваля
Кадр из фильма "Дайте мне победить"

"Документалисты опережают всех. Зритель, особенно просвещенный зритель, каких на ММКФ большинство, и профессионалы это сразу считывают", — отметил в беседе с ТАСС куратор программы "Свободная мысль" и конкурса документального кино ММКФ Григорий Либергал. По словам члена отборочной комиссии, в этом году на фестивале очень точно показан срез всего, что происходит в документальном кинематографе в мире.

С более подробной программой ММКФ можно ознакомиться на его официальном сайте. ТАСС выбрал пять документальных фильмов фестиваля, некоторые из которых в России могут показать единожды и которые точно стоит посмотреть на большом экране.

"Ла Сингла"

Режиссер Палома Сапата (Германия, Испания)

Конкурс документального кино

Кадр из фильма "Ла Сингла". Пресс-служба Московского международного кинофестиваля
Кадр из фильма "Ла Сингла"

Испанский режиссер и продюсер неигрового кино Палома Сапата привозит свой фильм в Россию уже не в первый раз. В 2019 году ее документальная картина "Перет: я и есть румба" была отмечена специальным призом Ялтинского международного кинофестиваля "Евразийский мост". Сапата, которая обращается в своих фильмах к теме музыки, получила награду из рук режиссера Никиты Михалкова — президента ММКФ.

На этот раз режиссер знакомит зрителя с феноменальной испанской танцовщицей фламенко Антонией Синглой, более известной как Ла Сингла. С рождения глухая девушка в 1960-х годах произвела революцию в мире фламенко и считалась "наследницей" легендарной Кармен Амайи. Режиссер называет "Ла Синглу" историей поиска и открытия, поскольку одна из самых популярных байлаор исчезла из поля зрения журналистов и поклонников, не достигнув своего 30-летия. "Как вы танцуете, если не слышите музыку?" — этот вопрос журналиста звучит в адрес Ла Синглы в фильме. "Я танцую от ярости", — отвечает героиня.

"Тайные письма"

Режиссеры Чжао Цин и Виолет Ду Фэн (США, Норвегия, Германия, Китай)

Внеконкурсная программа документального кино "Свободная мысль"

Кадр из фильма "Тайные письма". Пресс-служба Московского международного кинофестиваля
Кадр из фильма "Тайные письма"

На протяжении нескольких веков в Китае насильно выданные замуж женщины, которым не разрешалось читать и писать, общались между собой на секретном языке нушу. В переводе с китайского это буквально означает "женское письмо". Благодаря посланиям на этом тайном языке поколения китаянок поддерживали связи друг с другом, живя в устоях патриархата. В 2011 году эта тема нашла отражение в художественном фильме режиссера Уэйна Вана "Снежный цветок и заветный веер", основанном на одноименном романе Лизы Си, а в 2023 году режиссеры Виолет Ду Фэн и Чжао Цин отправили на ММКФ новое исследование — документальную картину "Тайные письма".

"Тайные письма" рассказывают о том, как традицию письма нушу поддерживают женщины в современном Китае. Героини фильма — Ху Синь из Цзянъюна в китайской провинции Хунань и Симона из Шанхая, увлеченные изучением древнего языка, стремятся найти баланс между прошлым, настоящим и проложить собственный путь в глубины патриархальной культуры. Съемки картины длились около пяти лет. По словам одной из режиссеров Виолет Ду Фэн, лауреатки премии "Эмми", восточный феминизм идет по пути создания безопасного пространства, где можно быть честными друг с другом, делиться своими слабостями и чувствами.

"Дайте мне победить"

Режиссеры Светлана Музыченко и Мария Финкельштейн (Россия)

Конкурс документального кино

Кадр из фильма "Дайте мне победить". Пресс-служба Московского международного кинофестиваля
Кадр из фильма "Дайте мне победить"

Инклюзия остается одной из самых важных мировых тем. И для кинематографа в том числе. Идея документального фильма "Дайте мне победить" родилась у Марии Финкельштейн во время просмотра фильмов, затрагивающих тему расстройств ментального здоровья. Во время поездки в Казань на отборочные соревнования Всемирных игр Специальной Олимпиады, которая должна была состояться в этом году, съемочная группа познакомилась с будущими героями своего фильма.

Специальная Олимпиада — престижные спортивные соревнования для людей с особенностями развития интеллекта. Игры являются неотъемлемой частью международного движения Special Olympics, к которому Россия присоединилась в 1990 году. В январе 2023 года спортсмены с ментальными особенностями должны были приехать в столицу Татарстана на соревнования со всего мира, но из-за ситуации на Украине Всемирные игры отменили — вместо них провели Единые игры Специальной Олимпиады. Создатели картины поставили перед собой задачу рассказать про это движение максимальному количеству зрителей, поскольку спорт для особенных детей — еще одна важная ступенька на пути к их активной социальной жизни наравне с остальными. А президент Специальной Олимпиады России Ольга Слуцкер назвала "Дайте мне победить" гимном уважения к тем родителям, которые не оставили своих детей, а "24/7 на протяжении всей своей жизни остаются с ними, переживают за них и гордятся ими".

"Изобретая другого"

Режиссер Бруно Жорже (Бразилия)

Внеконкурсная программа документального кино "Свободная мысль"

Кадр из фильма "Изобретая другого". Пресс-служба Московского международного кинофестиваля
Кадр из фильма "Изобретая другого"

В авторской копилке бразильского режиссера Бруно Жорже уже более 20 фильмов разных жанров и метров, многие из которых участвовали в программах международных кинофестивалей (так, его фильм "Право оскорблять" был участником секции Cinefondation Каннского кинофестиваля) и были отмечены наградами. Его новый документальный фильм "Изобретая другого" отправит зрителей Московского международного кинофестиваля в опасную экспедицию по лесам Амазонии вместе с Бруно Перейрой. Цель путешествия — установить первый контакт с коренным населением, находящимся в сложных жизненных условиях. Осуществить задуманное не так просто, героям картины предстоит победить страх аборигенов и завоевать их доверие.

"История российских тюрем. Бутырский замок"

Режиссер Сергей Попов (Россия)

Внеконкурсная программа документального кино "Свободная мысль"

Кадр из фильма "История российских тюрем. Бутырский замок". Пресс-служба Московского международного кинофестиваля
Кадр из фильма "История российских тюрем. Бутырский замок"

Документальная лента Сергея Попова "Бутырский замок", как и "Владимирский централ" Юлии Бобковой (входит в конкурс неигрового кино 45-го ММКФ) — части трилогии, начатой картиной "Кресты" режиссера Ангелины Ашман (Голиковой), к слову, первой российской документалки, купленной Netflix. Автором идеи цикла "История российских тюрем", худруком и продюсером всех трех картин является кинорежиссер Сергей Мирошниченко, создатель масштабного проекта "Рожденные в СССР".

Тюрьма — зеркало любого общества, утверждают создатели фильма. "Бутырский замок" — это редкое кинонаблюдение за жизнью осужденных и сотрудников Бутырского следственного изолятора — одной из старейших тюрем страны, более известной как Бутырка и построенной еще по инициативе Екатерины II. Все три фильма появятся в библиотеке онлайн-кинотеатра KION с 27 апреля, но прикоснуться к тайнам и легендам Бутырского замка можно в финальные дни Московского кинофестиваля.

Юлия Фролова