18 апреля, 10:15
Статья

Алиса и супергеройский экшн. Почему "Сто лет тому вперед" — не ремейк "Гостьи из будущего"

Картина выходит в прокат 18 апреля
Кадр из фильма "Сто лет тому вперед". Кинокомпания Централ Партнершип
Кадр из фильма "Сто лет тому вперед"

"Сто лет тому вперед" — одна из главных премьер этой весны. Многие ожидали увидеть ремейк "Гостьи из будущего", но режиссер Александр Андрющенко снял самостоятельный фильм по мотивам повести Кира Булычева. Над проектом работала звездная команда: среди актеров — Александр Петров, Юра Борисов, Виктория Исакова, Константин Хабенский, Федор Бондарчук, Марк Эйдельштейн. Главную героиню сыграла Даша Верещагина, которой теперь пророчат большое будущее. Рассказываем, каким получился блокбастер и как он создавался. 

О чем фильм

Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) живет в Москве наших дней, он обычный одиннадцатиклассник, хотя и немного олдскульный: пытается завоевать главную красавицу школы, придумывает рэп, играет в видеоигры — о ЕГЭ и репетиторах ни слова, зато есть время на проделки в школе. После одной из таких выходок герой остается оттирать школьную доску и вместо ацетона в подсобке случайно находит космион. Это что-то вроде карманной "черной дыры" — частица экзотической энергии, с помощью которой Коля внезапно переносится на 100 лет вперед. Механизм работы этого прибора не совсем понятен, но активируется он, когда его обладатель испытывает сильные эмоции.

В будущем Коля знакомится с Алисой Селезневой (Даша Верещагина) — розововолосой девочкой, которая заканчивает ту же школу (с разницей в век), пытается доказать папе, что она уже взрослая, и под руководством робота Вертера отрабатывает удары и трюки. Она хочет стать воином, как ее мама: много лет назад Кира Селезнева (Виктория Исакова) сражалась с пиратами и победила. Говорят, что ценой собственной жизни, но девочка этому не верит и считает, что Кира застряла где-то в прошлом.

Даша Верещагина в фильме "Сто лет тому вперед". Кинокомпания Централ Партнершип
Даша Верещагина в фильме "Сто лет тому вперед"

Пока Коля бегло знакомится с похорошевшей Москвой будущего и пытается осмыслить все происходящее, космические пираты Весельчак У (Александр Петров) и Глот (Юра Борисов) готовят наступление. Они хотят заполучить космион, чтобы управлять временем, а заодно и всем, что происходит на Земле, — планета должна стать их форпостом. Вскоре между Алисой, Колей и пиратами происходит столкновение — космион активируется, и все герои переносятся в Москву 2024 года. Школьники узнают, что Колина учительница по физике — на самом деле Кира Селезнева: вместе им предстоит защитить космион, расправиться с пиратами и подарить Москве светлое будущее. 

Знакомимся заново

Образы центральных героев значительно изменились. В "Гостье из будущего" робот Вертер был слегка заторможенным андроидом-романтиком в серебристом костюме, теперь же он напоминает летающую умную колонку — оперативно выдает справки, сгенерированные искусственным интеллектом, быстро приходит на помощь и вновь жертвует собой ради спасения людей. Говорит Вертер голосом Федора Бондарчука, которому с помощью нейросетей придали специфические, характерные для роботов интонации. 

Александр Петров в фильме "Сто лет тому вперед". Кинокомпания Централ Партнершип
Александр Петров в фильме "Сто лет тому вперед"

Определенно, главный фрик фильма — Весельчак У, сыграв которого Александр Петров раскрылся в совершенно новом амплуа. Как и сам герой: если в "Гостье из будущего" и "Тайне третьей планеты" Весельчак был полным, злобным и трусоватым, то в "Сто лет тому вперед" он стройный, самоуверенный, балансирующий между брутальностью и нелепостью. Временами он напоминает пирата из другой киновселенной — Джека Воробья: тоже носит украшения, манерничает, флиртует с Кирой Селезневой во время драки. Временами — Джокера: одной из фишек У стал невротический смех в сочетании с жестокостью. Неожиданно он навевает мысли и о злодейке Беллатрисе Лестрейндж из "Гарри Поттера": тоже сбегает из тюрьмы, а затем с упоением крушит все, что встречает.

Весельчак подмечает все детали, и он очень небезразличный — это можно будет заметить практически в каждой его сцене. В этом весь он: не просто такой некий пират, который где-то там посмеялся, а персонаж, который влюбляет в себя в определенном смысле, живой и настоящий. Роль очень хулиганская, поэтому тут важно было дать мне определенную свободу
Александр Петров

Некий местный Волан-де-Морт, абсолютное зло в антропоморфной оболочке — бледный, с торчащим позвоночником, покрытый шрамами Глот, сыгранный Юрой Борисовым. Он тоже пират, но, в отличие от Весельчака, в ход пускает не кулаки, а силу мысли — Глот может подчинять своей воле окружающих, что является огромной угрозой. При этом сам он не испытывает никаких эмоций.

Юра Борисов в фильме "Сто лет тому вперед". Кинокомпания Централ Партнершип
Юра Борисов в фильме "Сто лет тому вперед"

Повзрослевшие Коля и Алиса — уже не шестиклашки, а без пяти минут взрослые люди — становятся героями любовной линии: довольно тонкой, потому что почти весь фильм им приходится уворачиваться от пиратов и пытаться выжить. "После того как меня утвердили, я сразу начала ходить на тренировки, на бои. Сначала вообще ничего не получалось, я иногда даже плакала, — говорит Даша Верещагина. — Все боевые приемы выполняла я сама, а опасные трюки, конечно, мой дублер Полина".

В детстве, когда мы с бабушкой смотрели "Гостью из будущего", я сидела перед телевизором и говорила, что однажды сыграю Алису Селезневу. Бабушка сказала тогда: "Даша, ты что, сумасшедшая, она уже есть, ее уже не сыграть". В фильме меня всегда привлекало в этой героине то, что она как будто никуда не торопится, кажется какой-то неземной
Даша Верещагина

Значительно больше, чем в советском фильме, внимания уделили образу Фимы Королева, друга Коли: он геймер и гик, мечтает стать киберспортсменом, но получает шанс быть первым из землян, кто вступит в контакт с инопланетянами. По словам актера Кирилла Митрофанова, своего персонажа он понимает хорошо, так как за школьные годы "переиграл, наверное, во все [видеоигры]". 

Чего ожидать от фильма

Лучшее, что можно сделать перед просмотром, — это абстрагироваться. Причем и от одноименной повести Булычева, и от советского телефильма. "Сто лет тому вперед" — самостоятельное кино, созданное лишь по мотивам этих произведений. Литературную основу тщательно переплавили и переосмыслили, от нее остались только имена некоторых героев и основной конфликт: Коля случайно переносится в будущее, Алиса — в прошлое, вместе они противостоят пиратам. От "Гостьи из будущего" новая картина унаследовала музыку: "Прекрасное далеко" и другие мелодии Крылатова прошли проверку временем и современную обработку. 

Мы начинали с пионеров и были ближе к первоисточнику. В какой-то момент мы почувствовали, что гораздо правильнее будет рассказать историю про сегодняшних ребят
Александр Андрющенко

"Ремейк делать — это, по-моему, плохая история, потому что ты сразу входишь и говоришь, что ты сейчас будешь переснимать то, что всем нравится", — говорит режиссер. К тому же, по его словам, логичнее стартовать в "прекрасное далеко" из настоящего времени: "Так в это путешествие войти органичнее, проще, чем сразу оказаться в будущем с Алисой. Мне кажется, так сработала экранизация повести в советское время, так она должна сработать и сегодня". 

Создатели картины обозначают жанр как "фантастика" и "приключения", но фактически это экшн-фильм, боевик вполне в духе Marvel — с драками в апокалиптических декорациях, постоянными перемещениями во времени и пространстве. Алиса и Кира Селезневы даже носят супергеройские аксессуары — нарукавники, которые по щелчку покрываются броней, а у Коли дома хранится что-то вроде молота Тора.

Кинокомпания Централ Партнершип

Лирика в фильме есть, но она здесь скорее для того, чтобы герои и зрители перевели дух. При этом время от времени в ступор вгоняют не только драки, но и лексика "будущего": Алиса и ее современники умело жонглируют терминами вроде "темпоральная интерференция" или "переменная гравитация". Наверняка физики поймут, может, даже улыбнутся, но рядовому зрителю придется поднапрячься. Кстати, по словам Александра Андрющенко, сценарий вычитывали консультанты. "Там не произносится настоящей научной ерунды. А она была, ведь сценарист не ученый", — сказал режиссер.

Ведущим консультантом проекта был ученый и писатель-фантаст Петр Воробьев, который помог разработать образ Москвы будущего. В фильме футуристическую столицу показывают недолго, но город заметно позеленел, оброс ветрогенераторами, зданий стало гораздо меньше, а машин не видно совсем — даже летающих. По задумке авторов, "прекрасное далеко" — экологичное, тихое, спокойное. Часть жителей переселились на другие планеты, оставшиеся отказались от мяса и культуры потребления. В "Космовете" (большой ветеринарный центр вместо зоопарка), где работает папа Алисы (Константин Хабенский), восстанавливают вымершие виды животных. У этого идиллического будущего есть и альтернативное — в стиле киберпанка: оно наступит в том случае, если пираты все же захватят власть. 

То, что осталось за кадром

В "Сто лет тому вперед" действительно много компьютерной графики — она использована в 700 кадрах, этап постпродакшна занял целый год (при этом сами съемки длились три месяца). В процессе работы над фильмом использовали новые технологии: звуки и музыку синтезировали при помощи нейросетей, модель робота Вертера для съемок распечатали на 3D-принтере, сделали полный 3D-скан актера Юры Борисова, чтобы придумать облик Глота. Без традиционных методов тоже не обошлось — ежедневно пластический грим для Борисова занимал более четырех часов. 

Наверное, основной конфликт этой истории — столкновение настоящего человека с душой с существом без нее. Он хочет контролировать весь мир, быть в нем главным и всем управлять. Это была очень интересная задача для меня
Юра Борисов

В течение нескольких недель перед съемками актеры вместе с режиссером собирались в спортзале, чтобы отработать трюки и отрепетировать сложнопостановочные сцены. "Мы выстраивали миры, которые вы увидите в кино, из коробок, какого-то инвентаря, каких-то синих матов и представляли, как мы там бегаем от роботов, пиратов и пришельцев. Это было очень здорово, это было так легко", — говорит Марк Эйдельштейн. А вот для некоторых его коллег — например, Виктории Исаковой — процесс стал вызовом. "Я говорила Саше Андрющенко уже на съемках, что не понимаю, как могла вообще на такое согласиться. (Смеется.) Я серьезная артистка — хочу стоять с пакетами на остановке, смотреть вдаль, играть драматические роли, а тут я все время куда-то бегу, с кем-то дерусь и постоянно боюсь кого-то убить", — рассказывает Виктория. 

Виктория Исакова в фильме "Сто лет тому вперед". Кинокомпания Централ Партнершип
Виктория Исакова в фильме "Сто лет тому вперед"

На пресс-показе "Сто лет тому вперед" Александр Андрющенко намекнул, что у его команды есть надежда снять продолжение фильма. "Мы подглядели, мне кажется, в щелочку на это светлое будущее, — сказал он. — Мне бы хотелось, чтобы нам предстояло разведать это будущее по-настоящему, потому что мы его коснулись совсем чуть-чуть".

Дарья Шаталова