САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 октября. /ТАСС/. Государственный Русский музей планирует провести реставрацию картины Карла Брюллова "Христос во гробе", которая была изъята у частного коллекционера из Германии Александра Певзнера по суду и передана в коллекцию музея. Как сообщила генеральный директор Русского музея Алла Манилова перед открытием выставки к 225-летию Брюллова, реставраторы оценивают возможность работы с картиной, которая еще не реставрировалась с момента создания и впервые будет показана публике.
"Наверняка мы будем ее реставрировать. Наши реставраторы еще окончательный вердикт не вынесли, но мы изначально хотели впервые для отечественной публики продемонстрировать ее таким, каким мы ее обрели", - сказала Манилова.
Картина "Христос во гробе", написанная Карлом Брюлловым в 1840-х годах, предназначалось графу Владимиру Адлербергу, потомки которого завещали полотно православному приходу в Брюсселе. Уже в наши дни настоятель прихода, оказавшись в бедственном финансовом положении, продал картину коллекционеру Александру Певзнеру. Он решил направить картину на экспертизу в Русский музей, но при этом, как установили правоохранительные органы, при пересечении границы указал заведомо недостоверные сведения, что послужило основанием для его уголовного преследования и изъятия картины. После серии судебных разбирательств произведение включено в музейный фонд Российской Федерации и передано Русскому музею, в котором картина содержалась на ответственном хранении без права показа.
"Запрестольный образ "Христос во гробе" включен благодаря усилиям государственных органов РФ после 20 лет борьбы за это включен в музейный фонд РФ. Поэтому он неприкасаем, не может быть отчужден ни при каких обстоятельствах и входит в постоянное собрание Русского музея", - пояснила Манилова.
Как сообщил журналистам заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский, коллекционер сам несколько месяцев назад позвонил в музей и сказал, что не будет ни протестовать, ни препятствовать выставлению этой картины Русским музеем. При этом попросил позаботиться о сохранности картины.
Подходы к реставрации
Голдовский сообщил, что за 20 лет наблюдений за картиной, пока длились процессы, связанные с ее изъятием и передачей в музейный фонд, принципиальных изменений в ее состоянии не произошло, тем не менее, она требует внимания реставраторов.
"Конечно, она нуждается в реставрации - по крайней мере, в выяснении технических параметров. Она законвертована еще Брюлловым в толстенные стекла, весит она невероятно много, и раскрывать мы ее пока не решились. К этому надо серьезно готовиться и придумывать какие-то возможности - реставрационные и технические", - сказал Голдовский.
В Русском музее хранится самое значительное собрание произведений Брюллова, среди которых главные шедевры мастера.
Выставка "Великий Карл", посвященная 225-летию Брюллова, откроется в академических залах Михайловского дворца Русского музея 18 октября и будет действовать до 12 мая 2025 года.