Друзья, ученики и коллеги народного артиста России, певца и композитора Александра Градского поделились своими воспоминаниями о нем. Они рассказали, каким человеком он был для них, чем запомнился, какие советы давал, о чем не любил говорить и как с ним работалось.
"В театре больше нет души"
Победитель шестого сезона проекта "Голос" Селим Алахяров поделился воспоминаниями о наставнике: "Александр Борисович был нашим родным человеком. Настолько огромная потеря, что мы, ребята, до сих пор не можем в себя прийти. Мы его очень любили. Так как я человек с Кавказа, у нас своеобразные отношения были: я уважал его как наставника, как учителя, как большого артиста, но при этом я его еще ощущал своим старшим братом", — сказал Алахяров.
Он также рассказал, как изменился Градский-холл с уходом основателя театра. "Для меня поменялось то, что нет больше Александра Борисовича, нет души в театре, потому что ребята, которые здесь продолжают работать, раньше приходили на концерты, репетиции с огромным настроением и удовольствием, просто зная, что там будет Александр Борисович, потому что вы не представляете, какого масштаба этот человек", — сказал он, отметив, что, несмотря на то что музыкант был сложным человеком, он всех очень любил.
"Он на проекте "Голос", по сути, ко многим один поворачивался, в том числе и ко мне. И в итоге я стал победителем. Каждому из нас он дал определенную дорогу в жизнь. Сейчас очень тяжело прорваться, перейти на следующую ступень, а благодаря Александру Борисовичу многие ребята преодолели этот барьер и перешли на новую ступень развития. И только благодаря ему, — вспоминает Алахяров. — Мне кажется, что настоящего Александра Борисовича узнали, особенно в последние годы его жизни, именно ученики. Он величайшей, добрейшей души человек, за своих бы порвал всех, просто всех".
"Не тратил попусту ни свое, ни наше время"
Александр Градский никогда не шел против собственных ощущений, вразрез своему мнению. Такими воспоминаниями поделился с ТАСС народный артист РФ, пианист Сергей Жилин, который работал с музыкантом на протяжении многих лет. "Александр Борисович был человеком искренним, я бы сказал, настоящим. Всегда говорил человеку в лицо все, что он думал по тому или иному поводу. И далеко не всем он говорил только приятные вещи, но думал и чувствовал он это все абсолютно искренне", — отметил Жилин.
"Работать с ним всегда было очень ответственным делом, потому что он старался добиваться максимально качественного результата, в принципе, как и мы, поэтому мы с ним и сработались. Александр Борисович всегда приходил на репетиции подготовленным, что позволяло быстро, точно и плодотворно решать необходимые творческие вопросы. Работа с ним — это пример подготовленного творческого процесса, так как он всегда знал, чего хотел, и не занимался бесконечным поиском возможных вариантов, тем самым не тратил попусту ни свое, ни наше время", — сказал пианист.
Жилин также отметил, что как композитор Градский в первую очередь запомнился своей нестандартностью и подходом к сочинению музыки с позиции исполнителя. "Уникальная способность соединять текст и музыку давала его работам неповторимый характер, создавая гармоничный диалог между словами и звуками. Его сочинения имели ярко выраженную направленность композитора-вокалиста, отражая глубину эмоциональных переживаний и мастерство мелодического построения", — заключил собеседник агентства.
"Он личность большая, а большая личность не может быть простым, как валенок"
Воспоминаниями о Градском также поделился его друг, народный артист РФ Александр Розенбаум.
"Саша был действительно сложным человеком, но он личность большая, а большая личность не может быть простым, как валенок. Он был действительно с большим характером, большой уверенностью в том, что делает, большим трудолюбием. Он очень нормально жил с точки зрения творческого человека, а без проблем в этой сфере не бывает. Поэтому проблема, конечно, формирует человека творческого, прежде всего. Но человек он был, конечно, непростой: таким творчеством с такой самоотдачей всю жизнь простой человек не смог бы заниматься", — сказал Розенбаум.
"Градского никто не спрашивал о политике, и это великое достижение"
Вспоминая их беседы, Александр Розенбаум отметил, что с Градским они долгие годы много общались. "В основном мы говорили о музыке, о каких-то человеческих отношениях, мы мало говорили о политике. Вообще я очень ценю, что Градского практически никто не спрашивал о политике. Это великое достижение для творческого человека. Он так себя поставил в жизни, что с ним не обсуждали ничего другого, кроме музыки", — отметил артист.
Отвечая на вопрос, как работалось с Александром Борисовичем, Розенбаум отметил, что в первую очередь это был ответственный процесс. "Он очень требовательный человек. И к себе, прежде всего, и ко всем остальным. Без требовательности тоже невозможно. Руководитель такого уровня, творческий в том числе руководитель, должен быть достаточно жестким человеком. С музыкантами трудно общаться. Музыканты же все гении, плюс-минус", — сказал собеседник агентства.
"Я учусь всю свою жизнь, в том числе и у Градского"
Отвечая на вопрос, остался ли у него в памяти какой-нибудь совет Александра Градского, Розенбаум отметил, что стиль его работы и жизни — сам по себе совет. "Вряд ли он мне давал советы, но стиль его работы, стиль его жизни и общения с ним — это сам по себе совет. Я ведь умный человек, как мне думается, мне не нужно говорить: "Саша, надо сделать так, надо сделать этак". Я смотрю, как человек живет, как он дышит, что он делает, как он пишет, и лучшее из этого стараюсь отбирать себе и для себя. Я учусь всю свою жизнь, в том числе и у Градского. У него было чему учиться, прежде всего требовательности, самоотдаче, постоянному совершенствованию и умению не дешевить. Он не был дешевым человеком, он никогда не играл на понижение — на понижение ставок, на понижение требований. Только на повышение", — заключил музыкант.
"Я буквально ждала звонка от Александра Борисовича"
"Александр Борисович был добрейшим человеком, он всегда был справедлив и говорил только то, что думал, — поделилась воспоминаниями с ТАСС первая победительница вокального проекта "Голос", участница команды Градского Дина Гарипова. — Мы всегда знали, что можем обратиться к нему за любым советом. Когда в нашей жизни происходили счастливые или грустные события, Александр Борисович тоже всегда мог разделить с нами наши радости или переживания. Он уважал и ценил всех, кто был рядом с ним. Кроме этого, конечно, он был величайшим музыкантом", — отметила она.
Гарипова также рассказала об общении с Градским. "Многое мне запомнилось за эти годы. Например, то, как он приглашал нас в гости и мы просто разговаривали, пили чай, слушали музыку или смотрели разные видео с выступлений, обсуждали их и делали заметки на будущее. Мы общались очень легко и непринужденно, как друзья. Это было очень ценно для меня", — отметила она.
"Он часто рассказывал веселые истории из своей жизни. Каждое закулисье сопровождалось новым рассказом. И еще он очень любил смотреть наши эфиры по телевизору и потом звонить нам и делиться своим мнением по поводу каждого номера. Я помню, как выступала на Дне семьи, любви и верности, исполняла там свою песню "Удивительный". Я буквально ждала звонка от Александра Борисовича, потому что он не мог такое пропустить. И после этого концерта он действительно позвонил и сказал что-то вроде: "Динка, ну ты дала жару, конечно!" — вспоминает певица.
"Никогда не давил авторитетом"
Отвечая на вопрос о работе с Александром Градским, Гарипова отметила, что это было очень увлекательно. "Он мог весьма резко высказываться во время репетиций, не соглашаться с твоими идеями. Но спорить с ним было интересно. Ты заранее готовился к тому, что, на твой взгляд, может вызвать у него вопросы, и старался максимально убедительно аргументировать свою позицию. Но в финале обсуждения он практически всегда спрашивал: "Ты точно уверена, что нужно сделать именно так? Я бы сделал иначе, но настаивать не буду. Поступай так, как считаешь нужным". Это было так приятно. Он уважал твое мнение и никогда не давил авторитетом, давал возможность нам самим решать. И очень часто бывало, что он подходил уже после концерта и говорил: "Пожалуй, ты была права". Не все способны признать чью-то правоту. Это дорогого стоит", — рассказала она.
"Его сейчас очень не хватает"
"Главное, чему он научил нас всех, это тому, что не нужно бояться быть собой, не нужно делать что-то, к чему у тебя не лежит душа. Надо просто заниматься любимым делом и не терять человечность. Еще он часто говорил, что неважно, как часто тебя показывают по телевизору, важно, сколько людей приходит на твои выступления, и если у тебя полные залы — значит, ты делаешь все правильно. Он был нам как отец, оберегал каждого, заступался за нас, иногда ругал, иногда хвалил, но всегда был рядом. Его сейчас очень не хватает. Я, как его ученица, постараюсь сохранить все, чему он нас научил, и продолжу создавать музыку, которой он мог бы гордиться", — заключила Гарипова.
"Таких больше не делают"
Заслуженная артистка РФ, певица Пелагея, работавшая с Градским много лет, рассказала ТАСС, чем он ей запомнился. "Александр Борисович действительно был легендой, и стал он ей еще при жизни. Это, конечно, большое счастье, что он мог дарить свою мудрость и свой талант самым разным поколениям, и я думаю, что благодаря "Голосу" в него еще и влюбилось абсолютно и бесповоротно молодое поколение. И они понимали, что им действительно вещает человек, настоящий мастер своего дела. Человеком он был абсолютно уникальным, таких больше не делают, единственный в своем роде, неповторимый, очень широкой души, с замечательным чувством юмора. Работать с ним было одно удовольствие. Я всегда наблюдала за его работоспособностью, за тем, насколько он всегда был в моменте, как он пел. С утра до вечера он в любое время мог брать самые удивительные какие-то ноты, у него прекрасно всегда звучал голос", — поделилась артистка.
"Мы очень много разговаривали, общались, и для меня, конечно, возможность, которую мне подарила жизнь, Бог — познакомиться с ним, побыть в его энергетическом поле, — это огромная удача. И я очень благодарна ему за то, что он во мне видел и человека, и профессионала, и для меня это было и будет важно всегда", — заключила Пелагея.
Беседовала Мила Степанян