24 ноября, 00:26

Дирижер Полянский рассказал о Шнитке

У композитора не было "ни капли звездности", а его музыка являлась борьбой добра и зла, отметил собеседник

МОСКВА, 24 ноября. /ТАСС/. Композитор Альфред Шнитке, 90-летний юбилей которого отмечается 24 ноября в России, не имел "ни капли звездности", верил, что его музыку "пишет не он", а в его композициях всегда была борьба между добром и злом, рассказал ТАСС народный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России Валерий Полянский.

"У него не было ни капли звездности. В его творчестве всегда идет борьба между добром и злом, которые все время между собой борются", - подчеркнул он. 

Как отметил собеседник агентства, Шнитке можно охарактеризовать как гения.

Полянский пояснил, что композитор был верующим человеком и считал, что его музыку "пишет не он". "Он просто исполнитель той воли, проведения, которое им управляет. И поэтому вся его музыка пронизана глубокой духовностью, человечностью, уважением, поклонением нашему бытию, нашей религии. И, наверное, это правильно. Мне кажется, что на сегодняшний день это то, чего нам всем не хватает. А его музыка нас к этому призывает, ведет, направляет, оставляет", - рассказал он ТАСС.

По воспоминаниям дирижера, композитор был абсолютно простым человеком. "Был день рождения, и кто-то из гостей встал и сказал: "Альфред, мы все здесь собрались, чтобы тебя поздравить, но ведь ты помнишь имя каждого нашего ребенка". И это действительно так, он все помнил и очень тепло относился. Если нужна была какая-то кому-то помощь, он всегда готов был прийти", - отметил он.

Книга жизни

"Его окружала удивительная аура: особой духовности, благородства, избранности. Это был человек с живым чувством юмора, он был теплый, простой, свой, к которому можно было обратиться с любым вопросом", - отметила доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории и соавтор книги о творчестве Шнитке Евгения Чигарева.

По ее словам, идея написания этой работы возникла сама собой. Тогда Шнитке был еще молодым композитором и вызывал большой интерес у публики, но его произведения исполнялись на разных концертных площадках, как правило, по одному разу и благодаря энтузиазму его друзей-исполнителей. "Реакция публики была разной, иногда раздавались и критические суждения, но все-таки его сочинения пользовались успехом, он был очень востребован, а люди, которые посещали его концерты, любили и ценили его музыку. Поэтому и книга о нем оказалась вполне ко времени", - пояснила она ТАСС.

Работа "Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества" Чигаревой и Валентины Холоповой закачивается второй половиной 80-х годов, после этого последовало еще более 10 лет творческой жизни композитора. Из-за этого авторами было принято решение написать вторую книгу, в которой были бы освещены более поздние сочинения Шнитке, а также подведены итоги его творческого пути. Так возникла монография Чигаревой "Художественный мир Альфреда Шнитке". "В ней я стремилась обобщить творчество Шнитке, представить его как единый текст, выделив в нем наиболее важные темы: драматическая концепция, полистилистика, романтическая традиция, соединение различных национальных традиций - русской, австрийской, немецкой, религиозной концепции, комического у Шнитке", - рассказала она.

По словам Чигаревой, Шнитке был для нее наставником и преподавателем. "В консерватории я училась у него, потом, когда писала книгу, неоднократно с ним советовалась, далее приезжали мои студенты, которые писали дипломные работы о его музыке, так что до отъезда в Гамбург мы были с ним в постоянном контакте", - вспомнила собеседница агентства.

Композитор всегда внимательно относился и к своим коллегам, и к ученикам, никогда не критиковал товарищей по цеху, рассказала Чигарева ТАСС. "Его отличала прекрасная русская литературная речь, он любил литературу, в частности Достоевского, вообще был широко образованным человеком, эрудированным в разных областях искусства", - вспомнила она.

"Я благодарна судьбе, которая подарила мне встречу с таким замечательным композитором и человеком, как Альфред Гарриевич Шнитке", - заключила Чигарева.

Преемник

"Как музыкант-мыслитель он вошел в преемственность: Малер - Шостакович - Шнитке", - подчеркнула доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории и автор книги "Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества" Валентина Холопова.

По её словам, Шнитке был человеком глубочайших мыслей, которые он и воплотил в музыке. "В полном смысле он был композитором-философом. Даже был подписчиком журнала "Вопросы философии". Не случайно он так высоко ценил Малера, в каждой своей симфонии осуществлявшего отдельную философскую концепцию", - рассказала она ТАСС.

Холопова отметила, что Шнитке вырабатывал философские концепции, а широта в творчестве была для него важнее отдельной линии в искусстве.

О Шнитке

Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе Саратовской области. В 1997 году он стал почетным гражданином города. Шнитке является автором оперы "Одиннадцатая заповедь", балета "Лабиринты", оркестровых пьес, музыки для кинофильмов "Вызываем огонь на себя", "Белорусский вокзал" и других сочинений. Признан одним из символов советского музыкального авангарда.