Балет "Чиполлино" на музыку Карэна Хачатуряна — советская классика. В 1970-х годах он стал сенсацией, и с тех пор был поставлен во многих театрах и хореографических училищах страны, войдя в число хрестоматийных. Возобновленная версия на Новой сцене повторяет ту, что появилась в стенах Большого театра в 1977 году: те же декорации, костюмы и хореография Генриха Майорова, за восстановление которой отвечала его дочь Анна Майорова. На премьерном показе спектакля побывала редактор раздела "Культура" ТАСС Дарья Шаталова.
Бывает, балет становится настолько популярным, что ложится в основу кино, — многие режиссеры вдохновлялись и "Лебединым озером", и "Щелкунчиком", и "Жизелью". В случае с "Чиполлино" все было наоборот. В 1961 году киностудия "Союзмультфильм" выпустила рисованную сказку Джанни Родари: она быстро полюбилась и детям, и взрослым — во многом благодаря музыке Карэна Хачатуряна. Композитор писал ее специально для мультфильма, а о балете поначалу не думал, но через несколько лет судьба распорядилась так, что "Чиполлино" оказался на сцене.
Идея постановки балета принадлежала артисту Новосибирского театра оперы и балета Геннадию Рыхлову — он был одним из поклонников мультфильма и музыки Хачатуряна, поэтому сам написал либретто. Узнав об этом, композитор доработал партитуру балета и подыскал балетмейстера. Им стал молодой хореограф Генрих Майоров — причем посоветовала его Майя Плисецкая (ее муж Родион Щедрин был однокурсником Карэна Хачатуряна).
Премьера балета "Чиполлино" состоялась в 1974 году в Киевском театре оперы и балета. Постановка пользовалась невероятным успехом и принесла своим создателям Государственную премию СССР. В 1977-м Юрий Григорович пригласил Майорова поставить этот балет и в Большом театре. С тех пор "Чиполлино" прописался в его репертуаре и утвердился в фонде советской балетной классики.
Последний раз спектакль показывали в Большом в начале 2010-х, тогда постановкой руководил еще сам Генрих Майоров. В 2022-м балетмейстер скончался, поэтому автором сегодняшнего возобновления стала его дочь — Анна Майорова. "Чиполлино" она знает с ранних лет, можно сказать, выросла на нем: смотрела спектакль ребенком, позже сама танцевала в нем в партии графини Вишенки, затем работала с отцом как ассистент.
Возобновляя балет, Анна стремилась, чтобы все сцены выглядели в точности так, как их поставил Генрих Майоров. "Отца всегда отличает музыкальность. Он ставит каждое движение на музыку. И если все делается правильно, [балет] начинает сверкать, как бриллиант, все грани просматриваются. Поэтому я, конечно, следила за музыкальностью", — поделилась перед премьерой балетмейстер. По ее словам, хореография "Чиполлино" заряжает артистов азартом — она достаточно сложная по технике, необычная, требует от танцовщиков виртуозности. "Посредством хореографии движется и сюжет", — добавила Майорова.
Овощной микс
Погружение в сказку начинается с открытия занавеса: слои ярких рисованных декораций, украшенных цветами, бабочками, ликом солнца, поднимаются один за другим, будто листаются страницы детской книжки. За ними — южный итальянский городок: скученные белые домики с цветными крышами, синее море, мягкие облака над ним. Здесь живут герои — напоминающие людей овощи и фрукты, знакомство с которыми вызывает улыбку и у малышей, которых на премьере было много, и у взрослых: в открывающей сцене артисты лежат в больших корзинах и комично трясут руками и ногами, встречая новый день.
Сюжет "Чиполлино" всем наверняка знаком: жизнь в сказочном городке простая, местами бедная, но веселая и дружная. Омрачает все появление принца Лимона, синьора Помидора и полицейских — высокомерных вельмож, которые плохо обращаются с жителями, придумывают нелепые законы и ограничения. Конфликт обостряется, когда Чиполлино случайно наступает на ногу Лимону и его отца Чиполлоне сажают в темницу. Главный герой намерен освободить его, а заодно проучить обидчиков.
"Чиполлино" — довольно короткий (2 часа 10 минут с одним антрактом), но динамичный спектакль, с вариациями и танцами, элементами пантомимы и клоунады. Здесь выведено много персонажей, и все они наделены собственными отличительными чертами, что требует от каждого артиста особой, "говорящей" пластики и активной актерской игры. Сочетаются и комедия, и гротеск, и лиризм. Бытовая манера танца и сокращенные стопы простых овощей контрастируют с классическими па и вытянутыми линиями в партиях Магнолии и графа Вишенки; гротескные жесты и четкие выстукивания каблуками Помидора и его свиты — с жеманством и кокетством графинь Вишенок, которые то и дело норовят упасть в обморок.
Время показать себя
Смотреть "Чиполлино" приятно не только потому, что он обращается к зрителям на понятном языке, но и потому, что задействовано в постановке много молодых артистов. Кажется, что они действительно веселятся на сцене и получают удовольствие от того, что танцуют. Тем более что многим из них "Чиполлино" дает возможность заявить о себе.
В партии главного героя успешно дебютировал Ратмир Джумалиев. Он служит в Большом театре с 2023 года и за это время запомнился зрителям озорством и прыгучестью в образах всевозможных шутов — в "Лебедином озере", "Ромео и Джульетте", "Легенде о любви". Недавно порадовал балетоманов исполнением роли Золотого божка в "Баядерке", а теперь получил свою первую ведущую партию, хотя числится пока в кордебалете.
"Прежде всего я посмотрел советский мультфильм "Чиполлино", персонаж меня очень заинтриговал — интересная роль, я могу раскрыться в ней. Чувствую, что мне удастся сделать озорного мальчишку, который борется за справедливость. Получилась роль довольно героическая, важно быть героем для детей", — поделился мыслями Ратмир Джумалиев накануне премьеры.
Блестяще в партии синьора Помидора проявил себя первый солист Александр Водопетов — карикатурный образ грозного, но глуповатого чиновника всем запомнился, и в антракте дети даже пытались повторять его движения. Фаворитом публики стал премьер Игорь Цвирко в партии принца Лимона. "Много лет назад моя первая афишная роль была именно в этом спектакле — я танцевал синьора Помидора. Теперь я, получается, пошел на повышение — принц Лимон. Для меня счастье выходить в этом спектакле сегодня", — рассказал Цвирко перед премьерой. С новым образом он справился невероятно артистично — его принц получился нарциссичным, надменным, капризным, уверенным в своей неотразимости, и каждое его появление, даже в массовых сценах, приковывало внимание.
Юного зрителя не обманешь: если ты плохой актер, он это считает, не будет аплодировать, не будет смеяться, поэтому нужно показать свой максимум таланта — не только в выучке академизма, но и также актерской игры. Нужно настраиваться, прорабатывать мимику, смотреть и перенимать опыт из мультфильмов, книг, чтобы ребенок поверил твоему герою
Роль Редисочки, подружки Чиполлино, ловко и задорно исполнила солистка Мария Мишина. Скучающего, меланхоличного, уставшего от своего окружения графа Вишенку играл первый солист Клим Ефимов. Кстати, в этой же партии он участвовал в "Чиполлино" в начале 2010-х, причем тогда выходил на сцену со своей матерью — балериной Марианной Рыжкиной, которая была графиней Вишенкой. В нынешней премьере в качестве графинь талантливо выступили Ангелина Влашинец и Дэйманте Таранда. Своим комическим талантом запомнились и стражники — Георгий Гусев, Игорь Пугачев и Иван Сорокин.
"Этот спектакль я танцую с первого года работы в театре, эту партию. И я очень рада, что спектакль вернулся на сцену, тем более в этом году исполняется 50 лет с момента его первой постановки", — поделилась накануне премьеры ведущая солистка Мария Виноградова, исполнительница роли Магнолии. По сюжету, ее героиня помогает усыпить стражников и организовать побег. "В этом спектакле, хоть он и детский, совершенно не детская хореография. Она очень сложная, требует концентрации, внимания и технического совершенства. Я думаю, "Чиполлино" будет интересен к просмотру и любому взрослому. Мы сами получаем удовольствие, исполняя его, и всегда в прекрасном настроении после этого спектакля", — добавила артистка.
Дарья Шаталова