МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Российский хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович в интервью ТАСС выразил опасение за состояние ног артистов кордебалета Государственного академического Большого театра (ГАБТ) России, задействованных в балете "Щелкунчик". Он отметил, что большое число постановок приводит к переутомлению артистов, из-за чего могут возникнуть трудности со здоровьем.
По словам создателя балетной постановки, до него доходят "сведения о непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов" и о новой системе продажи билетов - аукционе. "Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год. Сама сила этой музыки и сказочного мифа о механической кукле, умеющей колоть орехи, огромна и, кажется, растет год от года. Конечно, к этому ажиотажу примешивается мода, коллективный порыв, объединяющий людей в разных частях света", - прокомментировал мастер.
Он отметил, что психотерапевтический эффект "Щелкунчика" ему хорошо знаком по гастролям балета во множестве стран. "Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил - отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково - высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость. Абсолютно общечеловеческий миф. О таком эффекте можно только мечтать", - сказал он.
Однако, по мнению Григоровича, любое тиражирование "стирает первозданность и чистоту поэтической истории". Балетмейстер подчеркнул, что артист пятьдесят раз подряд может быть "на высоте техники и дисциплины", но не "на высоте чувства". "Второе - состояние ног наших девушек из кордебалета. Их ноги, если хотите, и есть русский балет. Возникает серьезное опасение из-за переутомления от физических нагрузок. И я бы здесь не прельщался никакими экономическими выгодами. Им же танцевать и дальше. Нужно обеспечить их жизнь и после "Щелкунчика", - обратил внимание мастер.
Ранее на официальном сайте Большого театра сообщалось, что с 3 по 12 января зрителям представят 15 постановок новогоднего балета "Щелкунчик", а в декабре пройдут 18 показов. В прошлом году ГАБТ показал балет 12 раз в декабре и девять раз в январе. В 2024 году билеты на постановке доступны для приобретения только на официальном сайте театра. Часть билетов доступна к приобретению через специальный аукцион. 30 и 31 декабря балет "Щелкунчик" покажут в более чем 100 кинотеатрах страны, а 31 декабря в 20:00 мск - в официальном сообществе Большого театра во "ВКонтакте". Кроме того, балет покажут в прямом эфире Первого канала 31 декабря в 12:00.
О легендарном балетмейстере
Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета им. А. Я. Вагановой) и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Григорович с 1964 по 1995 год был главным балетмейстером Государственного академического Большого театра (ГАБТ), с 2008 года - штатным хореографом ГАБТ. Он поставил на сцене Большого театра восемь оригинальных балетов: "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Щелкунчик", "Спартак", "Иван Грозный", "Ангара", "Ромео и Джульетта", "Золотой век".
Григорович - народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР, премии правительства РФ. Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного, ордена "За заслуги перед Отечеством", обладатель более 60 российских и зарубежных наград.
Полный текст интервью опубликован на сайте ТАСС.