От протеста на кровати до гибели от руки фаната. Судьба и чудачества Джона Леннона

45 лет назад сумасшедший поклонник убил одного из основателей The Beatles Джона Леннона. Музыканту было всего 40 лет, но за это время он прославился не только своими песнями, но и эксцентричным поведением. Но что такого делал Леннон и почему Джона убил его же фанат?
Редакция сайта ТАСС
10:32

Джон Леннон, 1977 год

Леннон, христианство и рок-н-ролл

Одна из самых известных и судьбоносных выходок Джона Леннона — это его заявление в марте 1966 года. "Христианство исчезнет. Не буду об этом спорить; я прав, и это произойдет. Мы сейчас популярнее Иисуса; не знаю, что исчезнет первым — рок-н-ролл или христианство. Иисус был в порядке, но его ученики были толстыми и тривиальными. Это они портят [христианство] для меня", — сказал Леннон в интервью своей подруге журналистке Морин Клив.

В то время The Beatles находились в редком перерыве между мировыми турне и "боролись с вызовами международной славы". Клив отмечала в своей статье, что Джон большу́ю часть свободного времени уделял изучению религии и искал альтернативные мнения по многим ключевым для человечества вопросам.

На момент выхода высказывание Леннона не стало скандальным — британские читатели приняли его слова спокойно. Но проблемы начались спустя несколько месяцев, когда американский подростковый журнал переопубликовал интервью и вынес на обложку вырванную из контекста цитату "Я не знаю, что исчезнет первым — рок-н-ролл или христианство!".

Стоит учесть, что в Великобритании посещаемость церквей снижалась. Само христианство для англичан ассоциировалось в первую очередь с Англиканской церковью, которую многие считали устаревающей, а для местных комедиантов эта тема уже давно была поводом для сатиры.

Но реакция американской общественности была мгновенной. Религиозные организации окрестили Леннона богохульником, а местные радиостанции начали массово отказываться от пластинок группы и организовывать их массовые сжигания. В стороне не остался даже расистский Ку-клукс-клан: они пикетировали концерт группы и даже выступали с угрозами в адрес Леннона на телевидении южных штатов.

В августе музыканту пришлось извиниться за свои слова. "Я не имел в виду того, что сказали они. Это удивительно. Я не говорил, что The Beatles лучше Иисуса или христианства. Я использовал название группы, потому что я могу говорить о ней как об отдельной вещи и использовать их как пример, особенно в разговоре с близким другом", — раскаялся Леннон на пресс-конференции.

После этих слов общественность успокоилась: сожжения отменили, а американские журналисты приняли извинения. Но некоторое противоречие все равно осталось висеть в воздухе — конфликт затмил весь тур и американский релиз альбома Revolver. Именно в США битлы дали свой последний концерт, и считается, что именно эта череда событий стала одной из главных причин завершения их гастрольной деятельности.

Двое виноватых

В этом же году Леннон познакомился со своей будущей женой художницей Йоко Оно. С момента начала их отношений Джон начал отдаляться от битлов и параллельно писать музыку отдельно от коллектива. В 1968 году у Леннона и Оно вышел альбом Unfinished Music No.1: Two virgins ("Незаконченная музыка 1: Двое невинных"), который шокировал весь мир. Не музыкой (ее там как таковой не было), а откровенной обложкой: на ней пара позировала полностью обнаженной. По словам Леннона, назван альбом был так, потому что пара чувствовала себя "двумя невинными, потерянными в мире, сошедшем с ума".

Обложка альбома "Two virgins", 1968 год

Как говорил музыкант, они специально не выбрали красивую фотографию, не подсветили ее так, чтобы выглядеть привлекательно. "Было еще несколько дублей с той сессии, где мы выглядели довольно мило, скрывая не слишком красивые детали; мы выглядели хорошо. Мы использовали самый прямолинейный, самый нелестный снимок, просто чтобы показать, что мы люди", — объяснял Леннон.

Но далеко не все оценили такой жест. Звукозаписывающая компания EMI наотрез отказалась распространять альбом, а магазины Track и Tetragrammaton упаковали копии в коричневые бумажные пакеты. Тем не менее многие магазины отказались продавать пластинки, а в городе Ньюарке штата Нью-Джерси предположительно около 30 тыс. экземпляров были конфискованы полицией.

Постельные критики

В 1969 году Леннон и Оно решили пожениться, но они не могли не сделать из этого шоу. Они решили провести "постельный протест за мир" (Bed-in for Peace). Его идея была производной от "сидячих протестов" (sit-in), в которых группы людей сидели перед зданиями или внутри них до тех пор, пока их не выселяли, не арестовывали или не выполняли их требования. "Мы думали, что вместо просто "Джон и Йоко поженились" [это должно быть] "Джон и Йоко поженились и провели постельную акцию за мир". Таким образом, мы продавали бы наш продукт под названием "мир". А чтобы продать продукт, нужен трюк, и трюк, который мы придумали, был "постель", — заявил музыкант.

Джон Леннон и Йоко Оно,1969 год

Зная, что их свадьба 20 марта 1969 года станет огромным событием для прессы, Леннон и Оно решили использовать публичность для продвижения мира во всем мире. Их медовый месяц в президентском люксе отеля в Амстердаме продлился неделю — с 25 по 31 марта. Супруги украсили номер написанными от руки табличками Hair Peace и Bed Peace. Эти лозунги означали, что длинные волосы вообще — это всегда признак свободы, так же, как и безделье.

Журналисты, вспоминая историю с альбомом Two Virgins, стали искать подвох в их протесте, но супруги просто-напросто лежали в постели, окруженные цветами. Каждый день они приглашали к себе в номер прессу, уделяя ей по восемь часов в сутки и отвечая на каждый вопрос. "Они пробились внутрь, и их лица вытянулись. А мы были как два ангела в постели с цветами вокруг, и мир и любовь в наших головах", — говорил Леннон.

Второй раз bed-in состоялся в мае того же года в Монреале. Там пара решила не просто общаться с журналистами, но и записать песню на их глазах. Так появилась песня Give Peace a Chance. Ее название возникло из-за фразы, которую Леннон повторял, когда репортеры спрашивали, чего он пытается достичь, оставаясь в постели. Музыкант отвечал: "Просто дайте миру шанс". Песня была выпущена в 1969 году и достигла высоких позиций в национальных чартах.

Два орешка для Елизаветы

Этот год был богат на акции от семейства Леннонов, но история "Желудей за мир" началась немного раньше. В июне 1968 года Джон и Йоко приехали в английский город Ковентри для участия в выставке скульптур при соборе, который был разбомблен во время Второй мировой войны. Позже он был восстановлен и стал своеобразным символом мира.

Йоко Оно и Джон Леннон, 1969 год

В рамках выставки пара представила кованую скамейку, на которой было написано: Yoko by John — John by Yoko ("Йоко от Джона — Джону от Йоко"). По западной и восточной сторонам от скамейки были высажены желуди. Концепция их акции заключалась в том, что люди могли сидеть на белой скамейке из кованого железа и представлять, как желуди вырастают в большие деревья. Они верили, что желудь может стать могучим дубом, точно так же, как даже небольшие дела могут привести к глобальным изменениям.

Через неделю табличку и желуди украли. Оказалось, что это сделал нетрезвый фанат битлов: при обыске у него нашли орехи, завернутые в носовой платок и покрытые прозрачным лаком для ногтей, чтобы сохранить их.

А вот в 1969 году пара решила сделать из этой идеи глобальную акцию. Они помещали два желудя в небольшую круглую коробку и отправляли ее мировым лидерам вместе с письмом следующего содержания: "В этой посылке мы отправляем вам две живые скульптуры, которые являются желудями, в надежде, что вы посадите их в своем саду и вырастите два дуба во имя мира во всем мире. С любовью, ваши Джон и Йоко Оно Леннон".

Орешки добрались до многих лидеров. Среди получателей были, например, премьер-министр Израиля Голда Меир. "Я не знаю, кто они, но если это за мир, то мы за это. Было довольно много людей, которые поняли эту идею", — сказала она. Также желуди дошли до президента Франции Шарля де Голля, Папы Римского, президента США Ричарда Никсона и других политиков.

В Букингемском дворце ответили так: "Два желудя были представлены Ее Величеству (Елизавете II) в должном порядке", а вот премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон отреагировал резко. Джон и Йоко также отправили ему рождественскую открытку War Is Over! ("Война окончена!") с подписью "с любовью к Вильсонам от Леннонов". Премьер-министр просто написал на открытке "Нет" и поместил ее в так называемую папку для чудаков, в которую складывались все странные письма, приходившие в его офис.

Письмо Джона Леннона премьер-министру Великобритании Гарольду Вильсону, 1969 год

Впоследствии акция еще упоминалась в песне The Beatles "The Ballad of John and Yoko". Там были такие строки: Caught the early plane back to London / Fifty acorns tied in a sack ("Поймал ранний самолет обратно в Лондон / 50 желудей, завязанных в мешок").

За Вьетнам и Нигерию

Признание битлов было настолько высоким, что в 1965 году все участники группы первыми в истории получили орден Британской империи за "выдающиеся достижения в музыке и популярном искусстве". Но Леннон и здесь решил выделиться и в 1969 году вернул награду королеве. Письмо, к которому была приложена медаль, было таким: "Ваше Величество, я возвращаю свой орден Британской империи в знак протеста против вмешательства Великобритании в конфликт в Нигерии и Биафре, против поддержки США во Вьетнаме и из-за плохих продаж моего сингла Cold Turkey. С любовью, Джон Леннон". Музыкант отмечал, что обдумывал отказ от медали в течение двух лет.

Елизавета, несмотря на неуважение со стороны Леннона, награду не аннулировала. А поскольку по закону это может сделать только монарх, формально музыкант продолжал считаться кавалером ордена.

О, бедный Леннон!

В 70-х Леннон не проводил громких акций, но все равно становился причиной громких скандалов: ожесточался, становился склонным к насилию, устраивал пьяные дебоши. Несмотря на невероятное влияние на музыку, выходки делали образ Джона противоречивым, и гибель в 1980 году стала трагической точкой в его карьере. Убийцей был 25-летний Марк Чепмен, американский фанат The Beatles, работавший охранником. Он планировал убийство Леннона на протяжении нескольких месяцев — в октябре и ноябре 1980 года мужчина дважды приезжал в Нью-Йорк с преступным намерением, но оба раза отказывался от своего плана.  

Чепмен даже рассказывал о том, что планирует совершить, жене. Она попросила его обратиться за лечением, после чего Марк назначил встречу с психиатром. Он сказал жене, что избавился от оружия и передумал совершать убийство, а уезжает для того, чтобы написать детскую книжку. Но 6 декабря, за два дня до покушения, он снова оказался в Нью-Йорке.

8 декабря 1980 года Чепмен провёл большую часть дня возле входа в Dakota — элитного дома, в котором проживала чета Леннонов. Там он встретил фотографа-любителя, который тоже ждал Джона, и попросил его сделать фото, как музыкант расписывается на пластинке. Когда Леннон вместе с женой и сыном Шоном приехал, тот подписал ему копию альбома Double Fantasy.

Следующие несколько часов Чепмен провёл на улице возле входа, дожидаясь возвращения Леннона. Ближе к ночи музыкант возвращался из студии, где записывал песню Walking On Thin Ice вместе с Йоко. Пару у дома ждала толпа фанатов. Оно ушла вперед, а Джон шел позади и нес кассеты с записями. Когда они приближались ко входу в здание, Чепмен выкрикнул: "Мистер Леннон!", а затем произвел пять выстрелов. Музыканта доставили в больницу менее, чем за 10 минут, но в момент прибытия у него уже не было пульса.

Какая мотивация была у убийцы? Во-первых, Чепмена выводило из себя высказывание Леннона о том, что "битлы популярнее, чем Иисус". Во-вторых, его раздражали текст песни God, в которой Леннон заявляет, что не верит в The Beatles и Бога, а только в себя и Йоко. А третьей причиной стала песня Imagine, в которой Джон фантазирует о том, что на Земле больше нет нищих и нуждающихся. Из-за контраста между этими словами и роскошным жизнью Леннона Чепмен считал его двуличным.

Хотя в ходе очередного слушания о условно-досрочном освобождении он сказал: "Я знал, что делаю, и знал, что это зло. Но я хотел быть знаменитым настолько, что был готов отдать всё и даже отнять жизнь. <…> Я чувствовал, что, убив Джона Леннона, стану кем-то особенным. Но вместо этого стал убийцей".

Даниил Хмелевской