Все новости

Первый этап реконструкции здания ГЭС-2 для арт-фонда VAC начался в Москве

По завершении всех работ здание и пространство вокруг него станут общественным местом - культурной средой, окруженной природой

МОСКВА, 22 марта. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Первый этап реконструкции начался в построенном в начале ХХ века здании электростанции ГЭС-2, которое преобразуется по проекту Ренцо Пьяно в пространство для фонда "Виктория - искусство быть современным" (VAC), учрежденного главой НОВАТЭКа Леонидом Михельсоном. Об этом ТАСС сообщила во вторник директор фонда VAC Тереза Иароччи Мавика.

"Электростанция отключена. Мы приступаем к демонтажу машинного оборудования, восстановлению и реконструкции первоначальной структуры здания. Многие процессы, связанные с данным проектом, ведутся одновременно, чтобы обеспечить нам открытие в 2019 году", - рассказала собеседница агентства.

Проект Пьяно, автора Центра Помпиду в Париже, предусматривает высокотехнологичное наполнение исторической постройки 1907 года на Болотной набережной, где сначала размещалась центральная электрическая станция городского трамвая, а позднее - ГЭС-2 Мосэнерго. Так, например, трубы приспособят под климатическую систему - воздух будет попадать в них из атмосферы и очищаться, а окна и стеклянную крышу восстановят уже с солнечными батареями.

"Вид здания останется прежним, мы даже башню с часами реконструируем, но за счет новых технологий все будет совершенно по-другому", - отметила Мавика.

Культурная среда, окруженная природой

У фонда VAC появится выставочная и образовательная части, а также большое публичное пространство как внутри здания, так и снаружи.

"Мы открываем для города два гектара в самом центре, которые после завершения реконструкции станут общественным местом - культурной средой, окруженной природой. С запада здание ГЭС-2 будет полностью скрыто березовыми деревьями, для чего придется несколько поднять уровень земли", - рассказала глава фонда VAC. По ее словам, там будет специальное пространство для театральных спектаклей, перформансов и концертов, а летом на стене театра, со стороны рощи, будут показывать фильмы. При этом как таковой постоянной экспозиции из коллекции фонда там не будет.

"Коллекция - это живой организм, который будет существовать и развиваться в новом пространстве, но не в классическом понимании, а в виде мобильного комплекса идей и концепций, к которым можно обращаться при необходимости", - сказала Мавика и напомнила эксперимент фонда в лондонской Whitechapel Gallery, в ходе которого кураторами выставок из собрания VAC выступали художники и представляли свой взгляд на шедевры мирового искусства.

Иногда, как в случае с Майком Нельсоном, в результате получалось новое произведение искусства. "Он воссоздал интерьер студии скульптора, выкупил пол из настоящей мастерской, расставил на нем скульптуры из коллекции - от африканских масок до Бранкузи, Джакометти, Буржуа, а среди них и наш Анатолий Осмоловский. Так получилась инсталляция Нельсона, которую мы выкупили и планируем еще показать в Венеции", - рассказала собеседница агентства.

Экспорт российского искусства

Одна из задач фонда - поддержка современных российских художников и их продвижение на международной арт-сцене, в частности, устраивая выставки на Венецианской биеннале современного искусства. Вскоре они будут демонстрироваться не в арендуемых помещениях, а в Палаццо на Дзаттере (Palazzo delle Zattere) - историческом здании Венецианского порта, которое передано фонду в аренду на 18 лет с условием его реставрации.

"Здание в Венеции очень большое, мы можем там показывать одновременно больше, чем просто одну выставку. Там можно делать большой выставочный проект и сопутствующую обширную образовательную программу. У нас будут резиденции, чтобы принять художников и кураторов со всего мира, а также мы сможем расширить нашу образовательную деятельность, развивать проект летней кураторской школы", - поделилась директор фонда VAC.

По ее словам, пространства фонда в Москве и Венеции будут развиваться как взаимодополняющие структуры.

"Фонд был задуман главным образом для экспорта российского искусства. Без скромности можно сказать, что восприятие русского искусства меняется - художников приглашают в международные проекты, дают гранты. У нас не изменились ни цели, ни стратегия. Просто добавились возможности, сейчас мы наконец можем расширить свою деятельность", - заключила Мавика.

Фонд "Виктория - искусство быть современным" (Victoria - the Art of Вeing Contemporary, VAC ) основан в 2009 году по инициативе мецената, председателя правления ОАО "НОВАТЭК" Леонида Михельсона. Помимо организации выставок и кураторской школы, в течение последних лет фонд выступал партнером Венецианских биеннале современного искусства и архитектуры, европейской биеннале "Манифеста 10" в Санкт-Петербурге и "Монументы" - выставки современного искусства в Гран-Пале.