Свой главный, казалось бы, бой кассетам и компакт-дискам виниловые пластинки проиграли в конце ХХ века. Они превратились в штучный товар для коллекционеров и взыскательных меломанов, ни о каких миллионных тиражах не было и речи. Но в последние годы продажи пластинок начали резко расти. ТАСС разбирался, почему в цифровую эпоху люди заново влюбились в винил, проявление ли это моды на ретро, меркантилизма или все дело в психологии.
"В России и во многих других регионах мира производство пластинок в какой-то момент прервалось. В нашей стране — с 1995 по 2012 год. Но виниловая субкультура существовала все эти годы и в целом пережила кризис, не было ни одного года, чтобы в мире виниловые проигрыватели и пластинки не выпускались вообще. Примерно на 2005 год приходится виниловый ренессанс", — рассказал журналист и коллекционер винила Антон Размахнин. По его словам, возрождение интереса к винилу почти совпало с закатом эры CD: интернет стал повсеместным и широкополосным, поэтому контент стало проще и дешевле получать, скачивая.
По прогнозам международной консалтинговой компании Deloitte, в этом году общемировая выручка от продаж винила составит около одного миллиарда долларов. Рекорд для этого тысячелетия. По оценкам компании, 90% дохода принесут пластинки, остальные 10% — проигрыватели и аксессуары. Доля виниловых пластинок на рынке при этом составит 15-18% от общей выручки продаж музыки на физических носителях.
"Безусловно, это мода, но мировые и российские реалии не предсказывают скорый ее закат. По всему миру открываются новые заводы по производству виниловых пластинок, увеличивается количество магазинов, которые продают винил, и тематических маркетов. Кроме того, появились производители новых станков для оборудования новых линий, ранее все работали на старом оборудовании. Так что, думаю, в ближайшие несколько лет нас ждет бурное развитие винилового рынка", — сказал руководитель звукозаписывающего лейбла и производства "Ультра Продакшн" Андрей Белоногов.
Тяга к элитарности
Никаких иллюзий: эксперты уверены, что круг любителей винила хоть и расширится, но все равно останется довольно нишевой аудиторией. По прогнозам, в 2017 году виниловые пластинки купят около 20 миллионов человек по всему миру. При этом пластинки для поклонников винила — как предмет коллекционирования, так и способ подчеркнуть свою индивидуальность.
Любители винила, по его словам, часто ценят конверт пластинки едва ли не больше, чем саму запись. "Японские коллекционеры тут впереди планеты всей: к изданиям для их рынка прилагались особые буклеты, стикеры и конверты. Все это является предметом коллекционирования и дорого ценится", — сказал он.
Еще одна черта поклонников винила — это презрение к новой аудиоаппаратуре и свежим пластинкам, добавил Размахнин. Таким образом, новые заводы производят новые тиражи пластинок в большей степени для "новообращенных" почитателей винила, чем для ядра виниловой субкультуры.
Покупать, но не слушать
Что движет человеком при покупке музыки на устаревшем, казалось бы, физическом носителе? В исследовании компании Deloitte сообщается, что в основе увлечения людей лежит тяга к материальности. Шкафом с коллекцией пластинок можно похвастаться перед друзьям, в отличие от списка альбомов на смартфоне. При этом 50% тех, кто купил пластинки в последний месяц, ни разу их не прослушали. У 7% покупателей вообще нет подходящих проигрывателей.
"В этом отношении виниловые пластинки в чем-то схожи с бумажными книгами: наличие материального носителя позволяет использовать их как "витрину" и продемонстрировать любовь к исполнителю или автору. Такое редко возможно в случае с цифровыми копиями произведений", — говорится в исследовании.
Но это не единственная причина. По словам руководителя "Ультра Продакшн" Андрея Белоногова, популярность винила вызвана совокупностью причин: ретроманией, любовью к ритуалам и новой политикой музыкального рынка.
"В век цифровых релизов меломану хочется не только послушать музыку, но и "прочувствовать" ее, сделать прослушивание любимого альбома ритуалом: повертеть пластинку в руках, поставить винил в проигрыватель, изучить обложку. CD свой век отжил или почти отжил, а винил как раз в этом смысле пришел ему на смену. Цветные пластинки разных размеров, огромный выбор проигрывателей, оригинальное дизайнерское оформление обложки — все это говорит о новом развивающемся рынке в России и мире", — сказал он.
Россия догоняет
Российский рынок винила, в отличие от западных стран, лишь начинает развиваться. Выпуск альбома на пластинке — это скорее исключение, чем правило.
Виниловые пластинки в чем-то схожи с бумажными книгами: наличие материального носителя позволяет использовать их как "витрину" и продемонстрировать любовь к исполнителю или автору. Такое редко возможно в случае с цифровыми копиями произведений
"Когда любой уважающий себя артист или группа будет выпускать свой альбом сразу и на виниле, как делают западные коллеги, тогда можно говорить, что мы достигли европейского уровня. Надо сказать, что многие в России артисты уже и сейчас не отстают от западных коллег в этом вопросе, но далеко не все", — продолжает Андрей Белоногов.
На Западе, например, появляются сервисы, которые пишут винил "по требованию". Например, Vinylize, который сотрудничает с SoundCloud. В России тем временем существует лишь одна фирма по производству винила. Остальные компании, как правило, заказывают запись за границей. Но прогнозы оптимистичны: Андрей Белоногов считает, что через 3-5 лет Россия приблизится к современному европейскому рынку по объемам как производства, так и продаж.
"Я думаю, интерес к винилу не пропадет еще лет 10 точно. Сейчас повсеместно внедряют новые технологии, в том числе и в олдскульный винил. К примеру, выпускают проигрыватели с пультом, которым можно ставить на паузу, перематывать треки, выбрать композицию для воспроизведения. Также выпускаются пластинки с узорами или цветные. Мы в своем производстве, к примеру, уже осваиваем эти технологии", — сказал он.
Виктория Сальникова