Все новости

Тираж книг Эдуарда Успенского за три года превысил 1,2 млн экземпляров

Книги писателя на эксклюзивных правах выходят в издательстве "Малыш", которое входит в группу "Эксмо-АСТ"

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Произведения детского писателя Эдуарда Успенского, который в пятницу отмечает 80-летие, пользуются неизменным спросом, за три года тираж его книг превысил 1,2 млн экземпляров. Об этом ТАСС рассказал президент издательской группы "Эксмо-АСТ" Олег Новиков.

"Книги Эдуарда Николаевича Успенского на эксклюзивных правах выходят в издательстве "Малыш" (входит в группу "Эксмо-АСТ"). Совокупный тираж, начиная с 2015 года, превысил 1,2 млн экземпляров", - рассказал Новиков.

По его словам, Успенский на протяжении многих лет является душой и источником вдохновения для издателей и для писателей, многие из которых с теплом вспоминают его семинары для молодых авторов в "Малыше" еще в советское время. "Мы гордимся доверием Эдуарда Николаевича и очень им дорожим, - продолжил он. - Сегодня у нас обширные планы по переизданию произведений, причем как хорошо известных, так и незаслуженно забытых. Так, уже в начале следующего года будут изданы познавательные истории о профессоре Чайникове, которые, будут весьма востребованы современными детьми".

Говорит с ребенком как с личностью

Детский писатель Станислав Востоков в беседе с ТАСС отметил, что главная заслуга Успенского в том, что он сумел поменять отношение писателя к читателю. "Уже с первых книг Успенский стал разговаривать с ребенком не как с учеником, который должен вырасти и стать правильным гражданином, а как с личностью, с человеком, - сказал Востоков. - Можно сказать, что Успенский сошел с кафедры, откуда писатели вещали до него, и встал на одну ступеньку с ребенком".

Успенский начал говорить с читателем детской книги, как с равным, передавая свой опыт и знания "без назидательного покачивания пальцем, а просто играя".

Он также отметил, что зачастую у известных писателей популярны одна-две книги, Успенский в этом смысле уникален - все его книги - бестселлеры, с каждым произведением ему удалось на сто процентов попасть в свою аудиторию.

Книги Успенского переиздают ежегодно. По мнению Востокова, секрет успеха в том, что сюжеты разворачиваются в отдалении от городской суеты. "Вспомните - "Вниз по волшебной реке", "Меховой интернат", "Гарантийные человечки" и, конечно, "Дядя Федор, пес и кот", почему же они так любимы? Потому что дают читателю то, чего у него нет. Думаю, секрет именно в этом. А поскольку необходимого ребенку уюта и спокойствия в мире становится все меньше, то роль этих книг будет только расти", - полагает Востоков.

Вневременная радость

"Он создал собственного оригинального героя, мало того, его герои ушли в народ, в анекдоты - это ли не признание значимости, - сказала ТАСС литературный критик Ксения Молдавская. - Он великолепно умеет сочинять истории и рассказывать их так, что в каждом из нас есть несколько "кирпичиков", заложенных Успенским".

По ее словам, даже взрослые читатели цитируют Успенского время от времени: "Мы строили-строили...", "Меня - будить?!", "Мохнатость повысилась", "Чтобы купить что-то ненужное, надо продать что-то ненужное, а у нас денег нет", "Индейская народная изба, "фигвам" называется".

"Книжки Успенского, золотого периода его творчества, - это вневременная радость. Они веселят детей и радуют взрослых", - добавила она.

Генеральный директор литературной премии "Большая книга", директор "Центра поддержки словесности" Георгий Урушадзе в беседе с ТАСС отметил, что работать детским писателем - это значит "создавать "культурный код". "Наверное, все живущие в границах как минимум бывшего Союза хорошо знакомы с Матроскиным и Шапокляк, наизусть цитируют и Шарика, и почтальона, фамилию помните, конечно", - добавил он. "Искренне поздравляю Эдуарда Николаевича, признаюсь в любви к его творчеству и сердечно благодарю за воспитание, за редчайшее сочетание мудрости и легкого отношения к жизни", - добавил Урушадзе.

Его книги любят взрослые

Победительница Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру" писательница Лилия Волкова заметила, что вклад Успенского в культуру таков, что "впору оценивать не только его роль в литературе, но и влияние его творчества на жизнь нескольких поколений".

"Не знаю, есть ли в нашей стране хоть один взрослый, или не очень взрослый, который на вопрос "Кто там?" ни разу не ответил: "Это я, почтальон Печкин, принес заметку про вашего мальчика", - сказала она. - Уверена, что множество детей и взрослых разговаривают цитатами из книг и сценариев Успенского, даже не замечая этого".

Говоря об актуальности его книг, Волкова подчеркнула, что детские шалости и горести, дружба, верность, взросление, борьба страшного зла с наивным, но несгибаемым добром - это темы на все времена. И лучшие книги Успенского - как раз об этом, о вечном. "А еще, мне кажется, что хорошая книга для детей должна нравиться их родителям, чтобы мама или папа не давили зевоту, читая ребенку на ночь, - сказала писательница. - Чтобы герои вызывали интерес и сочувствие у читателя вне зависимости от его возраста".

Из биографии

Успенский родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске. В 1955 году поступил в Московский авиационный институт, начал заниматься литературным творчеством, размещал стихи и фельетоны в институтской стенгазете. В 1965 году издательство "Детская литература" выпустило первую книгу Эдуарда Успенского - сборник стихотворений "Смешной слоненок", позднее вышла сказочная повесть "Крокодил Гена и его друзья". В 1974 году Успенский выпустил повесть-сказку "Дядя Федор, пес и кот". По ее мотивам режиссер Владимир Попов снял мультипликационные фильмы "Трое из Простоквашино" (1978), "Каникулы в Простоквашино" (1980) и "Зима в Простоквашино" (1984), которые получили широкую популярность у зрителей.

Писатель также выпустил сказочные повести "Вниз по волшебной реке" (1972), "Гарантийные человечки" (1975), "Школа клоунов" (1983), "Колобок идет по следу" (1987), "25 профессий Маши Филипенко" (1988), "Меховой интернат" (1989) и др.

По сценариям и произведениям писателя сняты 60 мультипликационных фильмов. Среди наиболее известных: "Антошка" (1969, в сборнике "Веселая карусель", режиссер Леонид Носырев), "Рыжий, рыжий, конопатый" (1971, в сборнике "Веселая карусель", Леонид Носырев), "Ивашка из Дворца пионеров" (1981, Геннадий Сокольский), "Про Сидорова Вову" (1985, Эдуард Назаров), "Следствие ведут Колобки" (1986-1987, Игорь Ковалев и Александр Татарский), "Три типа и скрипач" (1993, Натан Лернер) и др.

Теги