Чего ждать от будущего: провидческие фильмы Beat Film Festival

Московский прогрессивный кинофестиваль Beat Film Festival начинался как смотр исключительно документальных фильмов о музыке, но затем стал больше и шире. Авторская формулировка — это фестиваль о новой культуре, а если посмотреть на программу, то становится понятно, что это такое кураторское высказывание о будущем в том виде, которое можно воплотить в документальной киноформе.
Фестиваль пройдет в Москве с 1 по 10 июня (31 мая — официальное открытие), затем к будущему прикоснуться, вероятно, уже не получится: эти фильмы, скорее всего, не будут показаны в широком прокате.
1, 3, 8, 9 июня
О будущем популярной музыки
YouTube/Fly Pirates
Документалку о певице M.I.A. (это которая спела Paper Planes и Bad Girls, все ее знают) показали на Берлинском фестивале, там, как известно, любят довольно политизированное кино, и даже стандартный фестивальный жанр, понятная картина о музыкальном исполнителе, в данном случае оказалась остросоциальной. Из бегло пересказанной биографии певицы, которую на самом деле зовут Матханги Арулпрагасам, выясняется, что она жила на Шри-Ланке и является вообще-то дочерью активиста местной революционной организации. Она, уехав и прославившись, начала рассказывать американским медиа о том, что у нее на родине тяжелая политическая ситуация, идет непрерывная гражданская война. Но ее верные по посылу высказывания от певицы, которая живет вполне роскошной жизнью, выглядели в какой-то степени лицемерно, и некоторые публичные персоны в Шри-Ланке даже успели возмутиться по этому поводу.
Допустимо ли для звезды такого уровня социальное высказывание? Не будет ли оно понято превратно? И пусть автор фильма скорее поддерживает свою героиню, чем наезжает на нее, но все же вопрос остается открытым. Возможна ли для поп-звезд политическая позиция, и как изменится в этом плане социальный институт селебрити, покажет только время.
На ту же тему:, фильм о шведской хип-хоп-исполнительнице Сильване Имам, феминистке, дочери сирийца и литовки, которая сама символизирует собой обновленную беженцами Европу.
2, 4, 6 июня
О будущем поколения соцсетей
YouTube/Beat Film Festival
Трое главных героев фильма "Социальные животные" родились кто где, а живут все они в Instagram, там проходит их юность, там они влюбляются и расстаются. В этой социальной сети, согласно режиссеру Джонатану Игнатиусу Грину, собрались все особенности и все пороки мира миллениалов: там есть и такие необъяснимые для прошлых поколений явления, как секстинг, кибербуллинг, слатшейминг и прочие вещи, обозначаемые непереводимыми уже терминами. Но автор относится к своим героям по-доброму (хотя во время показов на фестивале SXSW он сказал, что своим детям он бы пользоваться Instagram не дал), и потому в фильме нам представляют не нравоучение о том, что соцсети — это плохо, а экскурс в удивительный и пугающий мир, который сам собой возник в интернете и уже, кажется, стал для многих важнее мира реального.
3, 5, 8 июня
О будущем спорта
YouTube/Global Cycling Network
В мире, как давно уже замечено, замедлились темпы улучшения мировых рекордов, тому виной естественные границы, которые перед человечеством ставит человеческое же тело. Просто не получается быстрее пробежать стометровку. Но британская картина о судьбе велогонщика Дэвида, который пытается вернуться в большой спорт после обвинений в применении допинга, ставит даже более серьезный вопрос: а так ли нужен этот профессиональный спорт, а на самом деле — мучительный и продолжительный мазохизм на потребу толпе? "Наперегонки со временем" — это стремительное кино, почти физически утомляющее, как гигантская велогонка, но оно тем не менее не оставляет ощущения триумфа, а скорее — наоборот.
2, 9 июня
О будущем современного искусства
YouTube/Sundance Institute
Это документальное кино об искусстве, но не бесценном, как твердят искусствоведы. Тут, наоборот, для каждого творения найдут правильную стоимость. Режиссер Натаниэль Кан, кстати говоря, дважды номинант на "Оскар", демонстрирует нам другую, сугубо прагматичную сторону арт-рынка. Опять же, кино интересно тем, что там демонстрируют не картины старины глубокой, а наоборот — совершенно актуальных современных художников. Некоторые из них (например, Герхард Рихтер) даже в какой-то степени возмущены тем, что их картины стоят так дорого.
Об этом, кстати, был только недавно последний роман Виктора Пелевина iPhuck 10: как вообще можно оценить, какой предмет искусства стоит дороже, тот или этот? Пелевин утверждает, что для этого в будущем придумают целую алгоритмически управляемую биржу по генерации предметов искусства с заданной стоимостью. Как же все будет на самом деле, вопрос пока что, слава богу, открытый.
На ту же тему: фильм о Сергее "Пахоме" Пахомове, московском актере и юродивом, который превратил свою жизнь в один большой перформанс; фильм, в котором запечатлена реакция посетителей выставки на одноименную великую картину Василия Кандинского.
2, 9 июня
О будущем для российской молодежи

Это, судя по всему, главный фильм российской конкурсной программы, которая, кстати, у Beat Film Festival тоже есть. Если нонконформистскую молодежь 90-х вписывали в рамки модного тогда героинового шика, то героев этого фильма можно было бы поименовать как "экстази-шик". Это двадцатилетние парни, одновременно опасные для общества, комичные и трагичные в своем необузданном веселье. Их стиль — это клауд-рэп, популярный на сервисе SoundCloud, прикид в духе Элджея, дружба мгновенно и навсегда, разумеется, отсутствие всяких обязательств. Один из них заявляет таксисту, с которым только что попытался подраться: "Мне, наоборот, можно, нужно веселиться и делать, что хочу. А что дальше будет? Ну, закончу веселиться, буду серьезным". Собственно, когда даже герой фильм "Хэй, бро" станет серьезным, тогда и настанет будущее.
Егор Беликов


