Все новости
Ученый нашел неизвестный сценарий Стэнли Кубрика. Теперь по нему вполне могут снять фильм

Ученый нашел неизвестный сценарий Стэнли Кубрика. Теперь по нему вполне могут снять фильм

Стэнли Кубрик
© Evening Standard/Getty Images
Противоречивый сценарий, по сюжету напоминающий "Лолиту" Набокова, был почти закончен сумрачным британским гением

Что случилось?

?

В Великобритании нашелся ранее неизвестный сценарий Стэнли Кубрика. Неизвестный потому, что ранее считалось, что он этот сценарий не успел доделать. Текст обнаружил исследователь творчества Кубрика, профессор киноведения Бангорского университета Нэйтан Абрамс.

Он, кстати, очень интересный ученый: в его библиографии можно найти такие труды, как "Доктор Стрэнджлав и еврейский вопрос", "Стэнли Кубрик, антисемитизм и "Лолита" и почему-то "Джеймс Бонд: еврейская фантазия". Но это к делу не относится.

Абрамс подтвердил, что для киноведов это действительно большое открытие: "Поклонники Кубрика знали, что он собирался сделать этот фильм, но никто не знал, что он завершил работу над сценарием".

Текст сейчас принадлежит сыну одного из соавторов Кубрика. Как рассказывает Абрамс, в нем больше сотни страниц, доделать там нужно совсем немного и можно уже снимать.

О чем этот сценарий?

?

Гипотетический фильм Кубрика по этому сценарию мог бы называться "Жгучая тайна", так же как рассказ австрийского писателя Стефана Цвейга, написанного в 1911 году. Это была бы первая экранизация литературы на тот момент, хотя режиссер неоднократно снимал кино по книгам: "Сияние" — по Стивену Кингу, "Заводной апельсин" — по Энтони Берджессу и так далее. У всех его фильмов, кроме дебютного "Страха и вожделения", книжный первоисточник.

По сюжету рассказа, упрямый, хищно настроенный мужчина, скучающий на курорте, решает задружиться с десятилетним мальчиком, чтобы соблазнить его мать, вовсе, кстати, не разведенную, но оставившую супруга дома. Но ребенок, вроде бы еще недостаточно смышленый, решает предотвратить адюльтер.

Единственная приведенная Абрамсом и опубликованная The Guardian цитата звучит так:

"Юный мальчик возрастом около деcяти стоит на веранде, руки его сложены за спиной так же, как их складывают взрослые... <...> Одинокий, скучающий, он играет со своим йо-йо…"

Более того, эту книгу уже экранизировали в 1988 году, фильм этот, может, и не самый известный, но все же есть на свете: роль матери в нем исполнила Фэй Данауэй. Музыку к фильму, кстати, писал тогда еще совсем не так известный Ханс Циммер ("Начало", "Интерстеллар"). А саму картину снял один из соавторов Кубрика Эндрю Биркин.

' YouTube/YouTube Movies'

А что Кубрик поменял в сюжете, адаптировав рассказ для кино?

?

Сценарий на самом деле написал не совсем Кубрик — он всегда оставался только соавтором текста с первого же своего фильма "Страх и вожделение" (которого он, к слову, до конца жизни стеснялся), хотя всегда был упомянут как один из членов сценарной группы, им же собранной. Другой сценарист "Жгучей тайны" — писатель Калдер Уиллингэм, который годом позже и над кубриковскими "Тропами славы" тоже поработал.

Изменили они немногое, но на самом деле это важно: действие перенесено из Австрии времен начала XX века в современную на тот момент автору Америку. Точно известно, что изменено имя одного из главных героев — мальчика: у Цвейга его звали Эдди, у Кубрика — Эдгар, может быть, и остальные персонажи тоже "американизировались" (но про них Абрамс ничего не рассказал, к сожалению).

Таким образом "Жгучая тайна" из истории Цвейга, то есть сугубо европейской, оказалась важным очерком о жизни Америки, каковой потом стала и "Лолита" Набокова, а затем и экранизация Кубрика. Собственно, "Жгучая тайна" — это и есть "Лолита" наоборот: у Набокова мужчина женился на женщине, чтобы добраться до ее дочери, а у Цвейга — дружил с сыном, чтобы переспать с его матерью.

Примечательно, что Кубрика, видимо, еще долго занимал этот сюжет во всех его вариациях, и поэтому позже он и занялся "Лолитой", причем всего через четыре года после "Жгучей тайны".

Почему фильм не состоялся?

?

Есть несколько разных версий.

Во-первых, вполне возможно, что проект отменила студия MGM, на которую Кубрик тогда работал. Для них же он снял свой фильм "Тропы славы". Есть вероятность, что начальство не разрешило Стэнли разрабатывать сразу две картины.

Во-вторых, против "Жгучей тайны" мог выступить продюсер Джеймс Б. Харрис, который работал с Кубриком на фильмах "Убийство", "Тропы славы" и "Лолита". Он, мол, не видел в сценарии потенциала.

Наконец, в-третьих, Нэйтан Абрамс, как человек, прочитавший сценарий Кубрика, утверждает, что слишком рискованно было снимать в Голливуде тех лет историю супружеской измены, в которую еще и вмешивается несовершеннолетний ребенок, поэтому все и отменили.

И что нам теперь с этого сценария?

?

Несмотря на то что Кубрик выпустил свой первый полнометражный фильм в 1952 году, а последний — в 1999-м, проще говоря, почти полвека снимал кино, за это время он сделал всего 13 картин. Это, конечно, мало. Даже не доделанный до конца, неэкранизированный сценарий руки Кубрика — это уже большая удача не только для киноведения, но и, очевидно, для человечества.

Вполне возможно, что сценарий все-таки воплотят в жизнь. Один из неоконченных фильмов Кубрика, к примеру, доснял Стивен Спилберг. Через два года после смерти британского классика вышел "Искусственный разум", который Стэнли собирался делать еще в 70-е, но тогда его не устраивал уровень развития компьютерной графики. Кстати, ходили слухи, что он вместе с Сидни Поллаком по-тихому доделал за Кубрика его последний фильм "С широко закрытыми глазами", хотя, согласно официальной версии, британец закончил работу и умер через несколько дней после завершения монтажа.

Кроме того, бывали еще такие случаи, когда Кубрик задумывал проект, затем отказывался от своих планов, но потом желаемые романы экранизировали другие режиссеры. Например, Стэнли какое-то время рассматривался как возможный постановщик "Властелина колец" (позднее, как все знают, сагу перенес на экраны Питер Джексон), а также думал над экранизацией романа Зюскинда "Парфюмер" (это кино снял Том Тыквер).

В любом случае снимать фильм по сценарию Кубрика — это почетно, и наверняка найдется какой-нибудь не последний постановщик, который будет готов это сделать.

Егор Беликов