9 октября 2018, 01:19

В МХТ имени Чехова сообщили, что на премьере спектакля Дмитрия Крымова будет аншлаг

Показ постановки "Сережа" состоится в среду, 10 октября

МОСКВА, 9 октября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Московский Художественный театр (МХТ) имени А. П. Чехова представит во вторник премьеру спектакля Дмитрия Крымова "Сережа", созданного по мотивам романов Льва Толстого "Анна Каренина", Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" и специально написанного для спектакля текста Льва Рубинштейна "Вопросы". Как сообщила ТАСС пресс-атташе МХТ Мария Малкина, новой постановке гарантирован аншлаг.

"Премьерный показ состоится также в среду, 10 октября", - сказала Малкина, добавив, что на оба представления билеты полностью раскуплены. Собеседница агентства уточнила, что "Сережа" пойдет на Основной сцене, зал которой рассчитан на 900 мест, подчеркнув, что публика проявила большой интерес к спектаклю известного режиссера, сценариста и художника Дмитрия Крымова, чья Лаборатория в течение 15 лет с успехом работала в столичном Театре "Школа драматического искусства".

Ранее сам Крымов сообщил в интервью ТАСС, что "Сережа" станет его дебютом в МХТ, где прежде он не работал ни в каком качестве. "Я очень волнуюсь перед премьерой", - признался режиссер.

Он рассказал, что ставил спектакль по собственному сценарию. "Мой спектакль - это ни в коем случае не инсценировка, не иллюстрация романа. Это абсолютно моя пьеса, моя история. У Толстого я взял только сюжет и героев", - заявил Крымов.

"Если вы добываете полезные ископаемые, то вы берете из всего того, что нашли, только то, что вам надо, то, что искали, - продолжил он. - Вот и у меня была идея, под которую я брал из кладовой Толстого, Гроссмана, Рубинштейна, и, разумеется, у себя и у своих актеров. Это не "Анна Каренина" - это другая история, которую я назвал "Сережа".

В оригинальности постановки смогли убедиться журналисты, побывавшие на генеральной репетиции, состоявшейся в понедельник. В спектакле действительно только несколько толстовских персонажей: Каренина, Каренин, Вронский, мать Вронского. И, конечно, главный герой - Сережа, сын Анны Аркадьевны Карениной, мальчик восьми лет, который представлен в образе куклы.

Главный герой - кукла

После репетиции Крымов рассказал, что идея спектакля "Сережа" родилась у него пару лет назад. Примерно год продолжалась работа над воплощением этого замысла в МХТ.

"Сначала я думал, что Сережу сыграет ребенок. Идея с куклой пришла не сразу. Но это была гениальная идея", - поделился режиссер.

По его утверждению, кукла, как оказалось, способна сказать больше и гораздо сильнее, чем мог бы живой мальчик. "Эта кукла - такое мистическое существо: ребенок и не ребенок, живой или мертвый. Когда он только появился у нас, мы не могли оторваться от него, от этого необыкновенного лица. Он живет в моей гримерке, и, когда я прихожу, чувствую, что он ждет меня", - признался Крымов.

Он сообщил, что над созданием образа главного героя трудился художник-кукольник Виктор Платонов. "Немало выдумки и таланта вложила художник всего спектакля Маша Трегубова, моя ученица, которой я горжусь", - заявил Крымов.

Он также сообщил, что сам участвовал в подборе музыкального материала для спектакля, работая в содружестве с композитором Кузьмой Бодровым, который сочинил несколько авторских композиций для "Сережи". Пластический образ спектакля создавался совместно с хореографом Олегом Глушковым.

"И, конечно, моими соавторами были актеры, занятые в спектакле, большинство из которых - мхатовские артисты. Мне было с ними интересно и приятно работать. У них есть душа, дисциплинированность, натренированность и азарт в работе. Я с радостью шел на репетиции и уходил не разочарованный, мы вместе создавали спектакль", - констатировал режиссер.

Плод содружества

Со своей стороны, артисты также не скупились на благодарность режиссеру за совместное творчество. Так, Анатолий Белый, исполнитель роли Каренина, подтвердил, что все рождалось из придумок Крымова и предложений артистов.

"Вся ткань спектакля, все, что увидит зритель, - это все соавторство, совместное сочинительство. Каждый день на каждой репетиции мы сочиняли что-то новое. И Дмитрий Анатольевич всегда приветствовал нашу инициативу и с радостью принимал то, что казалось удачным. Для меня эта встреча с настоящим большим художником Дмитрием Крымовым - огромное событие", - сказал актер.

Относительно своего героя Белый сообщил, что его Каренин не такой, как у Толстого. "Мы прошли по тонкой грани, чтобы не скатиться в игру в современность и сделать Каренина олигархом или депутатом Госдумы. Мы решили остаться в этом характере, но найти и открыть в нем что-то новое", - отметил актер.

В роли Анны Карениной предстанет Мария Смольникова, актриса Лаборатории Дмитрия Крымова. По ее словам, она не играет именно Анну Каренину, она рассказывает историю про то, что в какой-то момент человеку надо делать выбор, не зная, как это потом скажется на его судьбе и судьбе близких.

"Анна понимает это, мучается, страдает, но она сделала выбор. А сына она упускает, не знает, что с ним и как сложилась его судьба, и только потом узнает, что его уже нет в живых, что его убили. У каждого наступает такой момент, когда что-то ломается, и человек начинает разбираться в себе, это не просто, порой, очень больно, но такова жизнь - непредсказуемая и непостижимая", - считает актриса. В спектакле также заняты Виктор Хориняк, Егор Зотов, Ольга Воронина, Нина Гусева, Надежда Жарычева, Елизавета Ермакова, Антон Ефремов и другие артисты.

Завершается "Сережа" серией озвученных вопросов, на которые, по выражению Крымова, нет ответов ни у Толстого в его романе, ни в произведениях всех великих писателей. "Нет ответов и в Библии", - напомнил он. "Ничто великое не имеет ответа. Не скрывать своей растерянности перед жизнью - это огромное понимание жизни, понимание, что есть что-то большее, чем любые ответы", - убежден режиссер.

О Дмитрии Крымове

Дмитрий Крымов родился в творческой семье. Его отец - режиссер Анатолий Эфрос, мать - театральный критик Наталья Крымова. В 1976 году окончил Школу-студию МХАТ, где учился на постановочном факультете.

В том же году начал работать в Театре на Малой Бронной. Среди оформленных им спектаклей постановки Эфроса: "Отелло" Шекспира (1976), "Месяц в деревне" Тургенева (1977), "Продолжение Дон Жуана" Радзинского (1979), "Лето и дым" Уильямса (1980), "Воспоминание" Арбузова (1981) и ряд других.

Как сценограф работал во многих театрах Москвы, в числе которых МХАТ, Театр на Таганке, Театр им. К.С. Станиславского, Театр им. Н. В. Гоголя, Театр им. М. Н. Ермоловой, Театр им. Моссовета, Театр им. В. Маяковского. Работал в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Таллина, Нижнего Новгорода, Вятки, Волгограда, а также за рубежом (Болгария, Япония). В общей сложности оформил более 100 спектаклей.

В начале 1990-х годов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал во многих групповых и персональных выставках как в России, так и за рубежом.

С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в ГИТИСе, где ведет курс театральных художников.

С 2004 по 2018 год - художественный руководитель Лаборатории в театре "Школа драматического искусства". Поставил в ШДИ порядка 20 спектаклей, многие из которых участвовали в международных фестивалях и гастролировали в разных странах мира. Крымов - лауреат российских и международных премий, в том числе Премии имени К. С. Станиславского (2006), премии "Хрустальная Турандот" (2007, 2009), Национальной театральной премии "Золотая маска" (2008, 2010, 2016), главной награды Эдинбургского международного фестиваля Bank of Scotland Herald Angel (2012).