16 октября 2018, 12:29
Статья

От "Пароходика Вилли" до "Звездных войн". Как корпорация Disney завоевала весь мир

Конечно, Железный Человек и Люк Скайуокер — тоже важные персонажи Disney, но первым героем была смешная нарисованная мышка
Концепт диснеевского парка по мотивам "Звездных войн". Disney Parks Via Getty Images
Концепт диснеевского парка по мотивам "Звездных войн"

Мегакорпорации The Walt Disney Company исполняется 95 лет. Все началось с маленькой анимационной студии Disney Brothers Cartoon Studio, названной братьями Уолтером и Роем Диснеем в честь себя 16 октября 1923 года. Изначально эту тогда крохотную голливудскую фирму создавали для того, чтобы чин по чину продать права на дистрибуцию серии мультфильмов (понятно, еще тогда немых и черно-белых, все же на дворе была заря анимации) под общим заглавием Alice Comedies ("Комедии об Алисе"). Эта серия началась с мультфильма "Алиса в стране чудес", который Уолт (а именно он из двух братьев начинал как аниматор, Рой в их будущем тандеме всегда занимался финансами) создавал для своего работодателя, ныне безвестной студии Laugh-o-Gram. Безвестной, потому что она разорилась в том же 1923 году, и в результате пресловутый мультфильм оказался в собственности его автора.

Еще раз: все началось с крохотного 12-минутного мультфильма, сделанного Уолтом Диснеем впервые не для дяди, а для себя. Теперь давайте быстро просмотрим результаты той же самой компании за, скажем, 2017 год, хотя напоминать особо не о чем, большинство посетителей кинотеатров и так видели и прекрасно помнят эти блокбастеры:

  • "Красавица и чудовище" (на фильм куплено билетов на $1,2 миллиарда, это 14 место в рейтинге по сборам за всю историю международного проката);
  • "Звездные войны: Последний джедай";
  • "Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки";
  • мультфильмы Pixar — "Тачки 3" и "Тайна Коко";
  • супергероика — "Стражи Галактики 2" и "Тор: Рагнарек".
Еще Disney выигрывает "Оскар" за "Зверополис" 2016 года, а еще объявляет о покупке киностудии Fox, становясь таким образом главным кинопроизводителем Голливуда на ближайшие годы с большим запасом. Это все за один только год.

В сегодняшней корпорации Disney не так-то много осталось сугубо "диснеевского", кроме знаменитой фамилии, ныне применяемой исключительно в качестве торговой марки. В 2009 году умер Рой Эдвард Дисней, сын Роя Диснея и, соответственно, племянник Уолта. Он был последним из рода основателей компании, который был активно вовлечен в ее дела. Сейчас во всем руководящем составе компании нет никого с фамилией Дисней. Это больше не семейное предприятие по продаже прав на мультфильмы, это монструозная, даже пугающая своими масштабами и влиятельностью корпорация, в которой, судя по последним данным, приводимым на конец 2017 года, работает около 200 тысяч человек (примерно столько же живет, например, в целом большом и красивом городе Южно-Сахалинск).

Disney без Диснеев продолжает делать мультфильмы. Но конкретно студия Walt Disney Animation Studios, как наследница-правопреемница Disney Brothers Cartoon Studio, выпускает лишь один полнометражный анимационный фильм в год: в 2018 это будет "Ральф против интернета", в 2019 — "Холодное сердце 2", два сиквела подряд. Нет, есть еще, конечно, и студия Pixar, продолжает дело Уолта Диснея, да и остальными подразделениями выпускаются и мультфильмы, и анимационные сериалы, но это все же не в счет.

Получается, что и Диснеев уже никаких нет, и мультфильмов как-то маловато, а деньги все равно зарабатываются, и в гигантских объемах. Как это? Почему корпорация продает такое разнообразие товаров, услуг и развлечений с большой маржой, но продолжает пользоваться успехом, и ее все любят? Наконец, совершенно неясно, почему же в логотипе взрослой архисложноустроенной корпорации до сих пор сохраняется вроде бы совсем неподобающе несерьезный мышонок, правда, редуцировавшийся до одного черного кружка-лица, который пересекается с двумя кружками-ушами поменьше радиусом.

Итак, прежде всего Disney монетизирует интеллектуальную собственность, от того же "Пароходика Вилли" (та самая стародавняя анимация до сих пор эксплуатируется, ее можно увидеть в обновленной заставке, которую показывают перед новыми мультфильмами Walt Disney Animation Studios) и Микки Мауса, которого в обмен на достаточные лицензионные отчисления разрешат напечатать абсолютно на любом товаре, имеющем спрос, и до "Звездных войн" и прочих героев Marvel, про которых и так ничего не надо объяснять. Проще говоря, главное достояние Disney — то, что они придумали. Идеи, которые, как утверждает поговорка, ничего не стоят, но здесь — стоят, и очень много.

Отдельные усилия тратятся на то, чтобы защитить права на известнейшего героя Уолта Диснея, собственно, самого Микки Мауса. Герой появился все в том же "Паровозике Вилли", показанном впервые 18 ноября 1928 года. Ради того, чтобы права на Микки Мауса не перешли в общественное достояние (а это должно было произойти в 2000 году), Disney продавили несколько изменений американского законодательства (закон о продлении срока охраны авторских прав из-за этого иногда называют "закон защиты Микки Мауса"), и теперь грызуна можно будет использовать только в 2036 году, то есть тогда, когда исполнится 70 лет со дня смерти Уолта.

И так во всем. Вторая главная стратегия Disney, особенно в наши дни, — скупка конкурентов или просто подходящих по профилю киностудий. Три их главные приобретения новейшего времени:

  • анимационная студия Pixar ($7,4 миллиарда), которую они купили, кстати говоря, у самого Стива Джобса, на тот момент не работавшего в Apple;
  • студия Джорджа Лукаса Lucasfilm ($4,05 миллиарда), которой принадлежат права на все "Звездные войны" (а вместе с ней — мощную студию спецэффектов Industrial Light & Magic);
  • Marvel Entertainment ($4 миллиарда), одно из двух важнейших комикс-издательств в США.

Началась такая захватническая политика не вчера. Ранее, в 1996, корпорация, следуя той же логике, приобрела телеканал ABC и почти все связанные с ним активы. То же продолжается прямо на наших глазах: Disney покупает другого голливудского мейджора, Fox: телеканал, студию, в общем, почти все важное в плане бизнеса, что было в корпорации Руперта Мердока. Слияние, поглощение и укрупнение — вот те маневры, которые помогают компании увеличивать множество доступных им для монетизации активов, в смысле, персонажей, сеттингов и всего такого.

Наконец, важная часть стратегии — это выход за пределы экрана, не только в виде мерчендайза. Парки развлечений Disneyland были по факту последней задумкой, которую хотели осуществить сами братья Диснеи. Идея впервые пришла в голову Уолтеру, когда он ходил в разные парки развлечений со своими дочерьми. Сам он при жизни застал лишь самый первый парк в Анахайме, штат Калифорния. Теперь этот парк серьезно расширился и называется Disneyland Resort. Проще говоря, это воплощенные в жизнь сюжеты мультфильмов и фильмов Disney, разумеется, в виде разнообразных аттракционов и тематических зон, которые сплетены вместе так, чтобы казалось, будто это все один большой волшебный мир. Кроме США, парки есть еще в Париже, Токио, Гонконге и Шанхае.

Вроде бы все просто, и в то же время больше ни у какой компании так хорошо не получилось. Объясняется все просто: как и братья Люмьер, как и Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней был не просто серьезным бизнесменом и аниматором-инноватором. Он был великим кинематографистом, режиссером и идеологом. Уолт лично снял как постановщик 111 анимационных фильмов. Почти все из них великие. И с него все началось, а остальным не повезло.

Можно даже сформулировать из этой несложной, но очень счастливой бизнес-истории дурацкие советы в духе Тони Роббинса. Какие жизненные уроки можно вынести из истории корпорации Disney?

  • Делайте то, что больше всего нравится, и тогда это начнет нравиться всем остальным.
  • Не крадите у остальных то, что вам нравится, просто подкопите денег и купите их со всеми потрохами.
  • Берегите то, что создали, боритесь за это, не отдавайте никому просто так.
  • Не бойтесь погрузить других в ваш мир, возможно, он покажется посторонним таким же волшебным, каким кажется и вам.
  • Но прежде всего вам потребуется быть талантливым и делать то, что должен. И будь что будет.

Кстати, уже в продаже в книжных магазинах есть замечательная книга "О мышах и магии" Леонарда Молтина, посвященная истокам американской анимации, в том числе становлению империи Уолта Диснея.

Егор Беликов