8 ноября 2018, 21:00

В нью-йоркском музее не обладают информацией о краже картины Малевича "Самовар"

Полотно было передано в коллекцию музея в 1983 году

НЬЮ-ЙОРК, 9 ноября. /ТАСС/. Музей современного искусства в Нью-Йорке (The Museum of Modern Art, MoMA) не имеет информации о том, что находящаяся в его собрании картина Казимира Малевича "Самовар" могла быть ранее похищена в России. Об этом корреспонденту ТАСС сообщила в четверг директор отдела связей с общественностью музея Аманда Хикс.

"Мы видели появившийся ранее [в четверг] материал ТАСС, - отметила она. - Мы приветствуем и были бы рады получить новую информацию о картине Малевича "Самовар", написанной в 1913 году. У музея в данный момент нет информации, дающей основания предполагать какую-то историю с кражей, и такой информации не было в 1983 году, когда эта работа была передана в коллекцию музея".

Согласно справке, размещенной на сайте музея, картина "Самовар" находилась у Казимира Малевича по крайней мере до 1920 года, затем была приобретена музеем при бюро народного комиссариата просвещения в Москве, хранилась в музее художественной культуры в Витебске и в 1922 году передана в музей в Ростове. В 1972 году полотно было продано на аукционе Sotheby's в Лондоне, к 1977 году было куплено McCrory Corporation и в 1983 году передано в Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Ранее замдиректора Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" по науке Сергей Сазонов сообщил, что музей хочет вернуть подлинники картин Казимира Малевича и Любови Поповой, находящиеся сейчас в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMa) и Музее современного искусства в Салониках соответственно. Он пояснил, что речь идет о "Самоваре" Малевича и "Беспредметной композиции" Поповой. Еще в 2017 году было выявлено, что в "Ростовском кремле" находятся подделки этих картин, созданные во второй половине XX века, а не оригиналы. В музее сообщили о случившемся в Министерство культуры РФ и обратились с заявлением в ОМВД России по Ростовскому району Ярославской области.

Художник-авангардист, создатель супрематизма

Казимир Малевич (1878-1935) родился в Киеве. В 1907 году он переехал в Москву, тогда же впервые представил на выставке Московского товарищества художников свои импрессионистские работы, затем увлекся авангардом, был членом разных творческих объединений. В 1912-1913 годах Малевич писал картины в кубофутуристическом стиле и в декабре 1913 года принял участие в создании спектакля "Победа над Солнцем" в Петербурге. В декорациях к этому спектаклю Малевич впервые использовал образ "Черного квадрата", это было началом перехода к новому направлению в искусстве - супрематизму.

После Октябрьской революции Малевича назначили комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей. Первая персональная выставка художника прошла в декабре 1919 года. В 1929 году Анатолий Луначарский назначил Малевича народным комиссаром отдела изобразительного искусства. Его работы были известны за пределами СССР, но выставки за границей стали поводом для обвинений художника в антисоветской пропаганде и шпионаже.

В 1932 году Малевич стал руководителем экспериментальной лаборатории в Русском музее. Последние годы жизни художник преимущественно создавал реалистичные портреты. Он скончался в 1935 году в Ленинграде. После смерти Малевича его коллекция была передана в Русский музей сначала на временное хранение, позже часть работ была подарена музею семьей.