НЬЮ-ЙОРК, 10 ноября. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Народный артист России, пианист Денис Мацуев выступил вечером 9 ноября с сольным концертом в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Российский музыкант, очень популярный в Соединенных Штатах, и на этот раз собрал аншлаг, причем многие зрители заняли приставные стулья, а по окончании основной программы слушатели отблагодарили артиста продолжительными стоячими овациями.
Программа состояла из произведений, к которым музыкант, как он сам рассказал накануне в беседе с корреспондентом ТАСС, вернулся много лет спустя после первого исполнения на сцене. Открыла концерт Соната №3 Людвига ван Бетховена, которую Мацуев играл на Международном конкурсе П. И. Чайковского, став его победителем 20 лет назад.
Филигранная динамика
Одновременно стремительная и лирическая, светлая музыка заполнила все пространство зала, а артист вместе с ней, казалось, то становился невесомым, то замирал и вновь устремлялся вперед. "Мацуев исполнил это произведение совершенно филигранно, мастерски, с такой динамикой и атакой, что части сонаты стали целым, не оставив сомнений в точности интерпретации", - поделилась с корреспондентом ТАСС нью-йоркский музыкант, пианист и преподаватель игры на фортепиано Оксана Трофименко.
Вариации Рахманинова на тему Корелли Мацуев исполнил 10 лет назад и с тех пор ни разу не играл на сцене. В этот раз пианист, по его словам, посчитал, что уже морально готов, созрел до "этой гениальной, мистической и потусторонней музыки", что доказал в полной мере в зале Карнеги-холла: экспрессивная, противоречивая, загадочная музыка в руках Мацуева то неистово бурлила как океан, то растекалась широкой мелодичной рекой. Сменявшие друг друга вариации, словно кадры кино, предстали зрителям единым произведением, вызывая самые разные, порой полярные чувства и переживания. Мацуев будто сливался с инструментом и сам становился еще одной его струной, передавая публике эмоции композитора и собственные ощущения.
Второе отделение открыла Баллада №4 Фредерика Шопена, прозвучавшая в своеобразной манере. Как заметила Трофименко, "Мацуев открыл композитора с совсем иной стороны - многие исполняют его, пытаясь выжать чрезмерную сентиментальность, а Денис показал, что кажущаяся легкость исполнения может быть одновременно глубокой и серьезной, даже интеллектуальной".
Примечательно, что во время игры музыкант будто дирижировал сам себе, помогая иногда руками выразить переполняющие его и музыку мысли. Наблюдать за артистом во время выступления - это отдельное удовольствие, спектакль, целый театр - кажется, можно на мгновения отключить звук, а музыка будет продолжать жить, если ее на сцене играет Мацуев, превращающийся в музыку сам.
Лавина, разорвавшая пространство
Пианист представил публике и "Размышления" Чайковского, которые также играл на конкурсе в 1998 году. Однако апогеем концерта стала Седьмая соната Сергея Прокофьева - воинствующая, утвердительная, порой пульсирующая и нервная музыка с огромной скоростью перетекала из одного состояния в другое, но в завершении произведения Мацуев обрушил всю свою мощь и энергию на зал. "Это просто лавина, которая разорвала пространство, - сказала Оксана Трофименко. - Денис - это зрелый, гениальный скульптор и режиссер, который по-своему формирует музыку, придавая ей собственную, брутальную, бурлящую, огненную энергию".
"От Прокофьева в исполнении Мацуева можно было получить инфаркт, - сказал в беседе с ТАСС один из русскоязычных слушателей концерта. - Жена схватила меня за руку, а я боялся, что от этой энергии, впечатавшей всех нас в сиденья, могут быть настоящие жертвы. Мы даже не понимаем, как сам Денис выживает от этой музыкальной, неистовой гениальности, которая проходит сквозь него и заполняет зал".
Музыка - потрясающий терапевт
Зрители долго не отпускали пианиста со сцены, он исполнил на бис еще пять произведений, завершив это своеобразное третье отделение композицией "В пещере горного короля" Эдварда Грига, которую публика встретила отдельными аплодисментами.
"Музыка является в наши дни потрясающим терапевтом и нужна всем нам как никогда - не только в Америке, но и в любой точке света, это глоток свежего воздуха, уникальная помощь, разрядка, отвлечение, просвещение: ты попадаешь в совершенно другой мир, люди получают то, что невозможно получить в повседневной жизни, - подчеркнул в беседе с корреспондентом ТАСС Мацуев. - Что происходит в тот момент, когда человек начинает плакать, смеяться, либо его прижимает к стулу от энергетической волны, которая идет со сцены? Это настоящая магия".
Сольный концерт Мацуева в Карнеги-холле записывал французский телеканал Medici.tv, который планирует показать его всему миру.