ТАСС рассказал в спецпроекте о постановке Театра Наций по "Красному колесу" Солженицына

Спецпроект "Колесо прозрения" рассказывает о современном взгляде на роман, который писатель считал своим главным трудом

ТАСС, 10 декабря. Редакция сайта tass.ru и Дизайн-студия ТАСС создали к 100-летию со дня рождения Александра Солженицына спецпроект, посвященный постановке по роману писателя "Красное колесо" в Театре Наций.

"Это великий роман, о существовании которого все знают, но который, чего греха таить, мало кто читал от начала до конца. Поэтому нам всем кажется очень важным не просто придумать интересный театральный проект, но и вновь привлечь интерес публики как к этому сложному, объемному, но невероятно увлекательному произведению, так и ко всему творчеству Александра Исаевича", - сказал ТАСС куратор созданной в театре для работы над постановкой лаборатории "Колесо" Талгат Баталов.

Реализовать этот замысел Театру Наций помогла вдова и хранитель наследия писателя Наталия Солженицына. Она передала постановщикам спектаклей сокращенную с десяти до двух томов версию эпопеи. Создателям спецпроекта ТАСС Солженицына предоставила ранее нигде не публиковавшиеся фотографии рукописей "Красного колеса".

Спецпроект ТАСС состоит из четырех глав. Первые три соотносятся с тремя спектаклями Театра Наций: "Очеловечение от престола" (спектакль "На "Дне"), "Красный жернов" (спектакль "Ячейка"), "Анти-Ленин" (спектакль "Вагон системы Полонсо"). Последняя глава - "Станция "Современная" - рассказывает о взглядах Александра Солженицына на современность и способность усваивать уроки истории. Эту же тему развивают постановщики спектакля "Вагон системы Полонсо", герои которого вместо эмиграции начала XX века прибывают на поезде в современную Россию.

На образах железной дороги построена в первую очередь и визуальная концепция спецпроекта. "Это и творческий путь самого Солженицына, и тяжелый путь всей страны, и прямая отсылка к железной дороге: на станции "Дно" Николай II отрекся от престола, на поезде Ленин уезжал в эмиграцию в Европу и возвращался из нее", - рассказала один из дизайнеров спецпроекта Екатерина Седогина. - Красные блоки символизируют революцию, войну, кровь. А теплые цветные фотографии театральных постановок отображают вклад наших современников в переосмысление творчества великого писателя".

"Красное колесо"

Александр Солженицын (1918-2008) работал над романом-эпопеей "Красное колесо", посвященном событиям Первой мировой войны и Февральской революции, более полувека - с 1936-го по начало 1990-х годов. За несколько лет до кончины писатель предпринял дополнительную редакцию эпопеи. Первоначально задуманный как 20-томный, роман был сокращен писателем до 10 томов, собранных в четыре так называемых "узла" ("Август Четырнадцатого", "Октябрь Шестнадцатого", "Март Семнадцатого", "Апрель Семнадцатого"). Сам Солженицын называл "Красное колесо" "величайшей любовью" своей жизни.

Государственный Театр Наций - московский драматический театр, созданный в 1987 году как Государственный театр Дружбы народов. Нынешнее название он носит с 1992 года. С 2006 года художественным руководителем театра является Народный артист России Евгений Миронов.

Миронову и его заместителю Роману Должанскому принадлежит идея лаборатории "Колесо", созданной для постановки "театрального романа" по эпопее Александра Солженицына. Постановкой спектаклей в лаборатории занимаются молодые режиссеры: Артем Терехин, Егор Матвеев, Талгат Баталов. Роль Владимира Ленина в одном из спектаклей лаборатории исполняет сам Евгений Миронов.