Владелец картины Тициана вопреки договоренностям отказался продавать ее Пушкинскому музею
В музее назвали это "большим ударом"
МОСКВА, 12 декабря. /ТАСС/. Владелец картины Тициана "Венера и Адонис", несмотря на прежние договоренности, отказался продавать полотно Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В Пушкинском музее называют это "большим ударом" после той помощи, проведенной по исследованию и реставрации шедевра, сообщила ТАСС заместитель директора по научной работе Пушкинского музея, специалист по итальянской живописи Виктория Маркова, благодаря которой и был установлен автор произведения.
Ранее сообщалось, что ГМИИ имени А. С. Пушкина планирует купить полотно Тициана "Венера и Адонис". У картины непростая судьба - изначально предполагалось, что это копия полотна Тициана, и именно Маркова осенью 2005 года установила, что это оригинал. Об оценке ее попросил коллекционер Владимир Логвиненко, в чьем собрании была картина. Позднее с помощью исследований было подтверждено, что это оригинальное полотно, и даже в Прадо признали, что находящийся в их коллекции оригинал - вторая версия "Венеры и Адониса".
Картине требовалась реставрация, и Пушкинский музей, опасаясь, что полотно может попасть в руки не самых профессиональных специалистов, порекомендовал отправить шедевр в Венецию. В музее помогли договориться с профессионалами, разбирающимися именно в технике Тициана. Реставрация продлилась два года, после чего картина хранилась в Швейцарии. В 2017 году она предстала перед посетителями Пушкинского музея на выставке "Тициан. Тинторетто. Веронезе".
"Можно сказать вполне ответственно, что, если бы я не оказалась в нужном месте в нужное время, если бы мы не помогли с исследованием полотна и реставрацией, этой картины фактически не было бы сегодня. Она могла бы находиться неизвестно где, считаясь копией, или была бы испорчена реставрацией", - сказала Маркова.
По ее словам, решение взять картину на выставку не было простым, несмотря на то, что это настоящий шедевр. "Дело в том, что обычно на такие ситуации, когда музей берет полотно из частной коллекции, смотрят не очень хорошо. Так как это выглядит как раскрутка произведения, которое потом получает дополнительные бонусы для продажи по более высокой цене на каком-нибудь аукционе", - пояснила собеседница агентства.
Однако в ситуации с полотном Тициана ситуация была иной. "Мы взяли картину с условием, что она останется в экспозиции музея на два года. И практически сразу владелец предложил нам ее приобрести. То есть не было никаких долгих переговоров, никто не уговаривал коллекционера - инициатива исходила от него", - рассказала Маркова.
Нарушение договоренностей
Пушкинский музей согласился взять картину на выставку на таких условиях. Более того, появление этого полотна в экспозиции спровоцировало целый ряд мероприятий и даже выпуск фильма "Тициан и другие", во многом связанного с картиной. Однако затем события развернулись совсем не так, как планировалось.
"Мы думали, что у нас хорошие шансы приобрести ее, так как есть устные договоренности", - отметила собеседница агентства. Однако уже весной владелец картины неожиданно написал письмо, в котором попросил срочно вернуть картину. "Мы были удивлены этим шагом, поскольку история развивалась по-другому и с его стороны было предложение о продаже. Мы написали письмо, где привели свои аргументы, в том числе что у нас целый ряд мероприятий запланирован до конца года с этой картиной", - пояснила Маркова.
Тогда музею удалось убедить владельцев не забирать полотно - его пребывание в экспозиции ГМИИ имени А. С. Пушкина продлили до конца 2018 года. "За это время мы нашли спонсора, который готов приобрести для нас эту картину. Мы надеялись, что владельцы хотя бы вступят с нами в переговоры, о чем мы их все время просили, в том числе в письменной форме, однако не получили на эти письма никакого ответа", - сообщила собеседница агентства. Она не стала раскрывать сумму, которую Пушкинский музей предложил за "Венеру и Адониса"
Ранее сообщалось, что сам владелец изначально назначил сумму в $20 млн. "Он в течение долгого времени говорил об этой сумме, однако уже достаточно давно перестал называть и ее. Видимо, он рассчитывает продать картину на аукционе за гораздо большие деньги - после выставки в музее, каталога и так далее. Думаю, что это ошибочный расчет", - сказала Маркова.
По ее словам, музей привлекал в оценке картины множество экспертов, в том числе международных, и они называли "вполне умеренные цены". "Музей был готов заплатить больше. Мы думали, что ситуация близка к разрешению", - добавила собеседница агентства.
Однако последнее письмо владельца картины перечеркнуло планы оставить полотно в собрании музея: уже 17 декабря картину должны убрать из экспозиции, а на следующий день - отправить за рубеж. "Для музея и для меня лично это большой удар, это огромная потеря, трагедия. И не только для музея. Учитывая, сколько шедевров Россия утратила в советский период, в том числе работ Тициана, приобретение этой картины стало бы знаковым для музейного фонда страны", - сказала Маркова.