Все новости

В Москве открываются выставки фотографа Василия Улитина и художника Дамира Муратова

На выставке Улитина представлены кадры, которые были сделаны с начала 1920-х по 1930-й год, в экспозиции "Навсегда" - произведения Муратова, созданные в 2017 году

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Персональные выставки "Василий Улитин. Элегия", которая представит 90 черновых набросков фотографа, и "Навсегда" художника Дамира Муратова, передающая ностальгию по советскому времени, открываются в четверг в Мультимедиа арт музее (МАММ) в Москве. Об этом сообщили в его пресс-службе.

"На выставке Улитина мы показываем не большие выставочные отпечатки, а его контрольные, рабочие фотографии. Они совсем крошечные, размеры 6 на 8 см и 5 на 7,5 см, но они сделаны также тщательно и внимательно, как если бы были сделаны для экспонирования на большой выставке", - сказала ТАСС куратор выставки Елена Мисаланди.

По ее словам, Улитин - один из самых ярких представителей русского пикториализма - течения, которое возникло в европейской и американской фотографии на рубеже XIX-XX веков. Представители этого течения считали, что фотография должна быть максимально похожа на живопись. "Для этого фотографы использовали разные приспособления, объективы, фильтры, благодаря которым фактура снимка становилась похожа на картину", - пояснила собеседница агентства.

Кадры, представленные на экспозиции, были сделаны с начала 1920-х по 1930-й год, на них отражены традиционные темы для пикториализма: пейзажи, смена времен года, крестьянские работы. Что характерно, на них отсутствуют приметы "нового времени", войны, революции. "Фотохудожники пикториальной школы даже после Октябрьской революции сохранили верность своим эстетическим идеалам, что было очень трудно в условиях нового общества. Многие из них были осуждены, отбывали наказания в лагерях и тюрьмах, такая судьба не миновала и самого Улитина, но все же они сохранили верность своим представлениям о прекрасном", - рассказали в пресс-службе.

Ностальгия по советскому времени

Выставка "Навсегда" демонстрирует работы Дамира Муратова, созданные в 2017 году. Произведения передают чувство ностальгии, "светлой печали" поколения людей, росших в советское время. "Тема "советского", которую автор вводит в свое искусство, не окрашена идеологически, это элементы "пейзажа", которые окружали его с детства, к которым он относится созерцательно, не оценивая критически, это некая данность, в которой прошла часть жизни", - подчеркнули в музее.

В своих работах Муратов стремится показать Советский Союз поколению, не заставшему его, для этого он использует необычные предметы - этикетки, фантики и ширпотреб. "Вообще у меня разговор даже не о ценностях. Ценности везде одинаковые: семья, дети - как у всех людей, как пел Летов, а скорее об этой неуловимости момента - это не тоска, не скорбь, а именно "светлая печаль", - приводят слова автора в музее.

Об авторах

Улитин вместе с известными фотографами Георгием Труновым, Николаем Свищевым-Паолой стал соучредителем первого Всероссийского общества фотографов-профессионалов. Он преподавал в Петроградском фотоинституте и Московском полиграфическом институте. В 1920-е годы Улитин снимает с мастерами пикториальной школы Юрием Ереминым, Петром Клепиковым, Александром Гринбергом в Крыму, на русском Севере, участвует в международных выставках.

В 1942 году фотограф был обвинен в клевете на советскую власть, осужден на десять лет лагерей, которые были заменены впоследствии пятнадцатилетней ссылкой в Балахну Горьковской области. В Москву он вернулся в середине 1950-х годов.

Муратов - выпускник художественно-графического факультета Омского государственного педагогического университета им. А. М. Горького, знаменит работами "Che Burashka" и "Mickey Mao" и как создатель United states of Siberia и "Беднотауна" в Омске. Его персональные выставки проходили в Омске, Уфе, Москве и Санкт-Петербурге, а также в черногорском Которе.

Художник принимал участие в "Бажов-фесте. Новые уральские мифологии", выставке Центра дизайна ARTPLAY "Урал-Трансцендентал", выставке Art Riot Post-Soviet Actionism/"Арт-восстание. Постсоветский акционизм" в лондонской Saatchi Gallery и в первой международной биеннале современного искусства в Бухаресте.

Теги