Все новости

Театральная Россия спорит о непрофильных вузах

Такой вопрос поднимался на встрече президента России с деятелями театрального искусства

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 декабря. /ТАСС/. Театральное образование оказалось в центре внимания не только профессиональных педагогов, режиссеров и критиков, но и широкой общественности. Вопрос о том, могут ли учить актеров только профильные вузы или соответствующие студии могут создаваться и в других институтах, стал более чем актуальным для театрального мира. Его подняли в том числе на встрече президента России с деятелями театрального искусства.

Корреспонденты ТАСС спросили представителей театров, академий и любительских студий об их мнении о проблеме. Как и следовало ожидать, были высказаны прямо противоположные точки зрения.

Спор о понятиях

Все театральные педагоги, представители актерской профессии, с которыми удалось побеседовать ТАСС, сходятся в одном: профессиональное образование артистам необходимо.

"Самородки существуют, но талант - только предпосылка к творческой судьбе; поэтому театральное образование необходимо... Есть только один пример на моей памяти, когда в современном театре человек, не имея высшего образования, стал замечательным актером - это Кирилл Лавров. В остальных случаях, если мы говорим о звездах русского театра, то они все в тот или иной период получали высшее образование. То, что происходило в 90-е годы, когда очень многие непрофильные вузы открывали театральные отделения, не имея ни квалифицированных кадров, ни традиций, ни методики отработанной, - это была очень неправильная вещь", - поделился мнением заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров.

Схожего мнения придерживается и директор якутского Саха академического театра Анатолий Николаев. "Подготовка в профильном вузе для актера имеет определяющее значение. Например, основной состав нашего театра - выпускники национальной студии Высшего театрального училища им. Щепкина. И именно благодаря им сохраняются высокие стандарты профессии", - отметил он.

При этом в театральной среде вызывает споры вопрос, какие именно вузы следует считать профильными. Так, заведующий кафедрой театрального искусства Санкт- Петербургского государственного университета Вадим Лобанов считает, что понятие "непрофильный" не может быть отнесено к обучению в больших университетах. "Само понятие "непрофильный вуз" совершенно не относится к университетам. В таком случае медицинский факультет - тоже непрофильный для университета, и, наверное, математико-механический. Университет - это изначально многопрофильный вуз", - подчеркнул он.

Перепроизводство артистов

Одним из аргументов, который высказывают сторонники упразднения непрофильных театральных кафедр в вузах, является перепроизводство артистов. По их мнению, в настоящее время актеров выпускается больше, чем нужно театрам, что создает проблему трудоустройства для выпускников. "Актерское мастерство и актерские курсы в непрофильных вузах - это просто ужасно, потому что воспитываются в основном непрофессиональные артисты, которые потом в основном сидят без работы", - сказал художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина Дмитрий Месхиев.

Мнение о том, что Российский государственный институт сценических искусств в Петербурге практически полностью покрывает потребность театров города в новых кадрах, высказал художественный руководитель петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак. "Я очень уважаю людей, которые работают в непрофильных институтах, среди них есть и наши артисты. Но мне кажется, что до ста артистов в год в Петербурге [которых выпускает РГИСИ] вполне достаточно. В Москве ведь пять профильных вузов мне кажется, что тоже немножко много", - сказал режиссер.

Вместе с тем сторонники противоположного мнения подчеркивают, что в больших городах количество театров растет. Так, по словам Лобанова, сейчас в Москве насчитывается около полутысячи театров, включая муниципальные и частные, а в Петербурге около - 150.

"Существование более чем одного центра подготовки артистов дает возможность не пропустить талант. К примеру, театральный институт из-за нехватки мест вынужден будет выбрать одного абитуриента из двух равных по таланту, он не может принять больше из-за ограниченного числа мест. Тогда второй может поступить к нам, сможет тоже учиться и заниматься любимым делом", - подчеркнул заведующий кафедрой театрального искусства Санкт-Петербургского госуниверситета.

Кадры для региональных театров

Отдельным вопросом является подготовка кадров для региональных театров. Если в признанных центрах театрального искусства, таких как Петербург и Москва, нехватка молодых актеров не ощущается или ощущается не сильно, то многие региональных площадки не так просто могут найти кадры.

"Омск - город театральный, постоянно нужно вливание молодых талантливых актеров, наши выпускники по окончанию на сто процентов трудоустроены в рамках омского региона, - сказала ТАСС декан факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Татьяна Чупахина. - Многие говорят, что не та театральная школа, а вот в Москве… Но кто по окончанию института имени Щукина или ГИТИСа поедет в Омскую область без квартиры, без всякого сопровождения? Естественно, легче и экономически грамотно подготовить специалиста здесь, где за ним будет следить работодатель, и ребята по окончанию вуза приходят в театр как в дом родной".

Она добавила, что столичные вузы не способны обеспечить кадрами все театры Сибири, так как 95% выпускников оседает в Москве и Санкт-Петербурге.

В свою очередь художественный руководитель и главный режиссер Новороссийского муниципального драматического театра Евгений Кушпель рассказал ТАСС, что после получения статуса муниципального театр стал решать проблему подготовки новых кадров самостоятельно. "Мы поговорили с министром культуры Краснодарского края Викторией Лапиной о создании целевого курса для наших артистов на базе Краснодарского государственного института культуры... я возглавил этот курс. В 2015 году мы набрали 16 студентов - актеров нашего театра. Они разного возраста: есть и молодые, есть и зрелые актеры, которые давно служат, но у них не было профильного образования", - рассказал Кушпель.

История современного театрального образования во Владимирской области началась с сентября 2001 года, когда на базе Владимирского областного колледжа культуры и искусства первый набор студентов на специальность "Актерское искусство" осуществил народный артист России, ведущий актер Владимирского областного театра драмы Николай Горохов. После для получения высшего образования выпускниками колледжа во Владимирском госуниверситете была открыта кафедра театрального искусства, которой также руководит Горохов. "Набирая актерский курс в колледже, а затем в университете, мы ставили задачу воспитывать у себя кадры для нашего театра... Сегодня очень важная его составляющая - молодая команда, а все спектакли последних лет, которые получали призы, это спектакли с участием моих выпускников", - сказал Николай Горохов.

Театральные студии

Помимо профессиональной подготовки артистов в различных вузах существуют также любительские студии, которые также могут служить как просто способом проведения досуга, так и дать возможность кому-то сделать первые шаги к сцене.

"Когда к нам приходят ребята, мы сразу говорим: мы из вас профессиональных артистов делать не собираемся. Однако после нашей студии некоторые идут учиться в театральные вузы. То есть те кто хотят стать актерами или режиссерами, здесь себя проверяют. Это тяжелый, часто неблагодарный труд, здесь можно это пройти и ответить себе, хотят они этим заниматься или нет", - сказала ТАСС художественный руководитель Театра-студии СПбГУ Маргарита Дульченко.