Московский Губернский театр (МГТ) под руководством народного артиста РФ Сергея Безрукова решил отметить 90-летие со дня рождения Василия Шукшина (1929–1974) инсценировкой его сатирической повести "Энергичные люди", премьера которой состоится 30 и 31 марта. Постановку осуществил сам худрук, причем сделал это в оригинальном жанре караоке-спектакля, выступив как режиссер и художник, о чем он сам рассказал корреспонденту ТАСС, назвав свою работу признанием в любви к творчеству знаменитого писателя.
С любовью к автору
В этом году Василию Макаровичу Шукшину могло бы исполниться 90 лет, из которых ему было отпущено прожить ровно половину — всего только 45 лет. Недавно я с удивлением обнаружил, что наш театр пока единственный, кто в этот юбилейный год ставит спектакль по произведению Шукшина.
Идея этого спектакля, я имею в виду "Энергичных людей", возникла давно. Можно сказать, это мое признание в любви Василию Макаровичу Шукшину. С детства любил его рассказы, перечитывал по несколько раз, смотрел все экранизации его произведений и, конечно же, все его режиссерские работы по собственным произведениям — "Печки-лавочки" и любимую мной "Калину красную", которую могу пересматривать бесконечно. Поэтому, конечно, в спектакле не обошлось без цитат и аллюзий на другие произведения и фильмы Шукшина.
Для меня было важно создать узнаваемый шукшинский мир, чтобы Шукшин и его произведения присутствовали в постановке множеством намеков: в звучании, в музыке тех самых 70-х годов и, конечно же, в знаменитых шукшинских типажах. Типажность для меня очень важна в этом спектакле, поэтому я выбирал артистов как раз по этому принципу. Потом мы долго искали и придумывали для них яркие образы при помощи грима.
Погружение в 70-е
Так получается, что многие мои спектакли я придумываю сам и как режиссер, и как художник. Обычно я вижу спектакль в деталях, как он визуально выглядит на сцене, — до галлюцинаций. И "Энергичных людей" я придумал целиком.
Мне нужно было, чтобы образы на сцене зажили в абсолютно реалистичной атмосфере: трехкомнатная квартира, стенка 70-х годов, холодильник "ЗИЛ", ковры, обои, мебель, — создать на сцене полную аутентичность.
Плюс на каждом спектакле у нас будет "игровое", интерактивное фойе: там будут инсталляции, имитирующие интерьеры 70-х. Будет комната Шукшина в Сростках (село, где родился Шукшин — прим. ТАСС); будет кухня, где висит мокрое белье, а с него капает в тазик; гостиная с включенным телевизором, где идут передачи того времени; гардеробная, где можно примерить платья и модные туфли на платформе.
То есть мы хотим полностью погрузить зрителей в ту эпоху: можно будет посмотреть телепередачи или сесть за кухонный стол с бутылкой "Пшеничной водки" и настоящими пельменями — всем хватит. Более того, в антракте мы покажем 3-й период матча Канады и нашей сборной. Его можно будет посмотреть прямо сидя в зале, на экране, и по телевизору, установленному на сцене. А с третьим звонком мы покажем финал знаменитого баскетбольного матча, который лег в основу фильма "Движение вверх", когда наши вырвали победу на последних секундах.
По сути, для меня все это — погружение в атмосферу моего детства, хотя, конечно, жили мы не богато. Я родился в 1973 году, мы ровесники с этой повестью — Шукшин закончил ее в январе 1974 года. Вспоминаю, как выглядела мама, что носил отец — брюки-клеш, рубашки с длинными узкими воротниками, широкие галстуки, — и фактически погружаюсь в детство.
Шукшин и комедия масок
"Энергичные люди" — сатирическая комедия, и почти все персонажи здесь — сродни шаржам. Это задано самим автором: обратите внимание, что даже имена есть только у главных героев, Аристарха Петровича Кузькина и его жены Веры Сергеевны. По ходу действия мелькает еще одна фамилия, у Чернявого — Сучков. Все остальное — это клички, маски.
Для меня это практически такая комедия дель-арте, в которой уже изначально задаются характеристики масок на сцене. Брюхатый, Чернявый, Лысый, Курносый, Человек с простым лицом — это почти как Панталоне, Арлекин и другие персонажи комедии масок.
В поисках образов я прежде всего исходил из фактуры и органики артистов и долго с каждым из них искал характерность, которая подойдет именно ему. Я работаю как режиссер-педагог, и мне очень важно, чтобы актер в новой роли стал другим и внешне, и внутренне, попробовал новую для себя краску. Поэтому выбор каждого на роль — не случайный, и работа идет очень кропотливая.
В спектакле заняты Сергей Вершинин, Александр Тютин, Михаил Шилов, Евгений Гомоной, Галина Бокашевская, Елена Доронина, Вера Шпак, Валерия Минина, Дмитрий Карташов, Сергей Бурлаченко, Сергей Куницкий, Степан Куликов, Олег Курлов, Юрий Колганов.
Караоке и ВИА
Я придумал для этой постановки новый жанр — караоке-спектакль. Караоке сейчас очень востребовано, у нас все от мала до велика любят петь. И я подумал, почему бы не сделать спектакль, на котором зрители смогут петь вместе с артистами. Тем более это продиктовано самой пьесой: герои постоянно поют.
Для тех, кто не знает слов, на экране проецируется текст песен. Мне бы хотелось, чтоб на этом спектакле пел весь зал. Благо, песни мы поем популярные и всеми любимые: от знаменитой "Шизгары" и Money группы АББА до песни "Прощай" и "Летят перелетные птицы".
Жанр караоке-спектакля возник из самого названия. Энергичные люди — энергия, драйв. Они не просто хапуги — они очень творческие, изобретательные люди, эдакие современные Бендеры, "великие комбинаторы". Они живут энергично, драйвово, потому и возникла мысль сделать ансамбль — ВИА "Энергичные люди", который задает действию ритм, драйв.
В спектакле участвуют артисты Губернаторского оркестра Московской области, главный дирижер — Сергей Пащенко.
Мне хотелось сделать спектакль-праздник. Но это не отменяет "жизни человеческого духа" на сцене — для меня очень важно, чтобы в ключевых моментах у зрителя возникали слезы. Помимо очень яркой, смешной истории есть и трогательные фрагменты, когда слетают все маски и эти люди начинают размышлять, что же с ними стало? И это тоже — шукшинское!
Ольга Свистунова