И [худрук Александринского театра Валерий] Фокин, и [худрук Волковского театра Евгений] Марчелли - исключительно эффективные театральные менеджеры, мастера, строители театрального дела, давно все и всем доказавшие. И мне очевидно, что объединение театров, придуманное этими людьми, - это не слияние ради оптимизации, а продуманное решение о творческом и организационном союзе ко взаимной выгоде. Мне странно слышать внезапные рассуждения о потере суверенитета того или иного театра, о местном патриотизме, - мол, не дадим наше достояние варягам.
И Александринка, и Театр Волкова - это достояние не только регионов, но и страны, что и подтверждено их федеральным статусом, и мне кажется, что чем больше будет, например, у ярославцев возможностей проката спектаклей, обмена, международных гастролей, просто взаимодействия с другой мощной институцией, - тем лучше будет как для Ярославля, так и для всей театральной России. И то же самое в обратном направлении - от Александринки. Искренне не понимаю, в чем "коварство" замысла?! Почему все так возбудились? Движение крови, движение энергий, движение - это важнейшие вещи для театрального дела. Театр - это всегда перемены и обновление.
Мы так любим говорить о преодолении границ, безвизовых режимах между государствами, но свои "княжества" и театральные кабинеты будем оборонять до потери пульса. Между тем история Союза Александринки и Театра Волкова - это, как мне представляется, именно история о преодолении массы бюрократических формальностей в деле творческого обмена. О новых возможностях для театральных школ, для актеров, и главное - для зрителей. Эта идея, сколько я знаю, вынашивалась давно и, соответственно, серьезно просчитана и продумана. Одним словом, откровенно говоря, я вообще не вижу минусов в предложенном проекте, и мне грустно видеть как отличная идея тормозится архаичной и немного популистской риторикой.
Кстати о риторике. В связи с реакцией ярославцев хочется сказать отдельно несколько слов о "мнениях коллективов". Популизм в политической борьбе, наверное, имеет право быть, но только не в деле искусства. Коллектив - это конечно прекрасно, но театральное дело - это тонкий и сложный организм, в котором роль лидера - наиважнейшая. И коллектив командой делает именно лидер. А распады великих театров и все беды начинались именно с этих "мнений коллектива" и попыток внести в жесткое театральное дело принципы народной демократии. Это путь в никуда. Давайте оставим решать вопросы творчества и развития творческих институций лидерам и профессионалам, коли доверили им руководить этими кораблями, и они доказали свою состоятельность и эффективность.