МОСКВА, 10 апреля. /ТАСС/. Польская сторона отклонила заявки российских музеев на создание экспозиции о лагере Собибор по формальным причинам. Такое мнение выразил в среду ТАСС директор департамента музеев Минкультуры РФ Владислав Кононов.
Он уточнил, что свои заявки отправили Музей Победы, Государственный музей современной истории России, а также Российское военно-историческое общество (РВИО). "Все три заявки по формальным признакам отклонены. Очевидно, что просто российскую сторону не допускают до участия в этом проекте, но история не любит, когда с ней начинают играть, не любит, когда из нее начинают что-то вымарывать. Музеи и РВИО продолжат делать то, чем занимались, на территории РФ, в том числе по увековечиванию памяти Александра Печерского и восстания в лагере Собибор", - сказал Кононов.
Собеседник агентства отметил, что этот вопрос поднимается на протяжении многих лет - по участию России в обновлении мемориального комплекса "Собибор". И Россией уже сделано очень многое по увековечиванию памяти Александра Печерского - и в связи с юбилеем со дня его рождения, и с годовщиной восстания.
"Были выставки, фильм "Собибор", именной поезд и многое другое. Конечно, узнав о том, что польская сторона проводит международный конкурс на дизайн-проект обновляемого музея, некоторые наши музеи обратились к министерству культуры как к их учредителю с просьбой согласовать их участие. Конечно, мы согласовали", - рассказал Кононов.
Он подчеркнул, что у всех институций, подавших заявки, есть огромный опыт в создании выставок, музейно-выставочной работе. "Стоит напомнить, что РВИО и Государственный музей современной истории России ровно год назад открыли обновленный Катынский мемориал, где появился выставочный центр, проводилась выставка о российско-польских отношениях, обновленная входная группа, создан мемориал на так называемой российской части (так называемой - поскольку весь мемориал российский)", - добавил он.
Поэтому желание российских музеев и РВИО участвовать в создании экспозиции о Собиборе вполне логично, отметил собеседник агентства, и обусловлено и огромным опытом, и самой историей освобождения Восточной Европы, освобождения Польши, восстания в Собиборе, инициированного советским офицером.
Формальный ответ
"У нас были очень ограниченные сроки. От польской стороны были достаточно жесткие требования по подготовке документации и переводу ее на польский язык. Тем не менее основная часть документации была нами подготовлена и направлена", - рассказал ТАСС в среду замдиректора Музея Победы по экспозиционно-выставочной работе Эльдар Янибеков.
При этом, отметил он, в перечне запрашиваемых документов было указано, что часть из них можно предоставить в соответствии с законодательством не Польши, а РФ.
"В соответствии с этим мы документы и заполнили. Польская сторона отклонила нашу заявку - часть документов их не устроила. Можно сказать, что их ответ был формальным. По каким на самом деле причинам отклонены документы, затрудняюсь сказать", - добавил Янибеков.
В Музее современной истории России рассказали ТАСС, что сроки предоставления документов и подведения итогов рассмотрения заявок несколько раз переносили. И, несмотря на то, что конкурс был заявлен как международный, все документы участники должны предоставить исключительно на польском языке, полное описание условий было размещено также только на польском. "Нам пришел ответ достаточно развернутый, но при этом причина отказа формальная - непредоставление документов, подтверждающих нашу компетенцию в плане создания выставочных проектов на сторонних площадках", - сообщил ученый секретарь музея Никита Аникин.
При этом музей предоставил благодарственные письма от посольства России во Франции, представительства России при Совете Европе в Страсбурге. "Мы по их заказу делали выставочные проекты. Это официальные письма, они были переведены на польский язык, но организаторов конкурса это не устроило", - пояснил собеседник агентства.
"Второй пункт вообще комичный, потому что они требовали от организации предоставить документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам, и документ о том, что в отношении нас не проводится процедура банкротства. Дело в том, что мы государственное учреждение культуры - в отношении нашего музея вообще процедура банкротства невозможна. Мы попросили письмо у Министерства культуры, подтверждающее этот факт, но польская сторона сказала, что это недостаточно убедительно", - добавил Аникин.