Все новости

Театр Вахтангова впервые в России поставил пьесу Карло Гольдони "Новая квартира"

Премьера нового спектакля состоится 24 и 25 апреля

МОСКВА, 23 апреля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова впервые в России готовится представить зрителям пьесу Карло Гольдони "Новая квартира", постановку которой осуществил соотечественник великого итальянского драматурга режиссер Джорджио Сангати. Во вторник состоится пресс-показ нового спектакля, премьера которого объявлена на 24 и 25 апреля, сообщила ТАСС пресс-атташе Вахтанговского театра Елена Кузьмина.

"Так сложилось, что нынешний сезон Театра Вахтангова с полным основанием можно назвать "итальянским", - сказала собеседница агентства. Она напомнила, что 25 января на вахтанговской сцене с успехом прошла премьера спектакля "Суббота, воскресенье, понедельник", созданного по одноименной пьесе знаменитого итальянского драматурга, режиссера и актера Эдуардо де Филиппо. "Ту постановку осуществил маститый итальянский режиссер Лука де Фуско, в спектакле занята целая обойма блистательных актеров-вахтанговцев, а исполнителями главных ролей выступают народные артисты РФ Евгений Князев и Ирина Купченко", - отметила пресс-атташе.

И вот следующая итальянская премьера, в основе которой практически не известная в России пьеса великого комедиографа ХVIII века Карло Гольдони под названием "Новая квартира", продолжила Кузьмина. По ее словам, это само по себе событие, значимость которого еще больше возрастет, если знать, что за всю свою 97-летнюю историю Театр Вахтангова обратился к творчеству Гольдони всего лишь во второй раз. Первый спектакль по пьесе гениального итальянца "Слуга двух господ" был поставлен в марте 1943 года в Омске, где вахтанговцы находились в эвакуации.

Представляя режиссера "Новой квартиры", пресс-атташе рассказала, что им стал Джорджио Сангати. Он родился в Абано-Терме (близ Падуи) в 1981 году, учился в Театральной школе при Пикколо театро ди Милано, работал в качестве актера в спектаклях Луки Ронкони, Роберта Карсена, был принят в труппу спектакля "Арлекин, слуга двух господ" Театра Пикколо (режиссер Джорджо Стрелер). Как режиссер ставил в Италии пьесы Аристофана, Брехта, Пиранделло, Шекспира, а для постановки в России выбрал комедию Гольдони "Новая квартира".

Вместе с режиссером над спектаклем в Москве работали его соотечественники - сценограф Альберто Ноннато и художник по костюмам Элеонора Росси. А вот исполнителями ролей выступают исключительно вахтанговцы, в числе которых актеры Анна Антонова, Мария Волкова, Наталья Винокурова, Екатерина Крамзина, Ксения Кубасова, Олег Макаров, Евгений Пилюгин, Юрий Поляк, Александра Стрельцина, Эльдар Трамов, Валерий Ушаков, Мария Шастина, Павел Юдин.

Спектакль идет на Новой сцене. В нем звучит музыка Жана-Филиппа Рамо, Бальдассаре Галуппи, а также Иоганна Себастьяна Баха в интерпретации Гленна Гульда, Вильгельма Кемпфа и Жака Лусье.

О Гольдони

Карло Гольдони (1707-1793) - венецианский драматург и либреттист. Был с детства увлечен театром, первую пьесу написал в 11 лет, однако, по настоянию родителей, получил профессию адвоката. Но любовь к театру победила, он начинает писать пьесы для венецианских театров.

Литературное наследие Гольдони - 267 пьес, среди которых больше всего комедий. Наиболее известные - "Слуга двух господ", "Трактирщица", "Кьоджинские перепалки".

Главная заслуга Гольдони состоит в создании национальной итальянской драматургии. Блистательная комедия масок - комедия дель арте, которая прославила итальянский театр в мире, в ХVIII веке становится тормозом на пути развития современной итальянской драматургии и театра.

Не отвергая традиции национального исполнительского мастерства, достижения комедии дель арте, Гольдони постепенно реформирует театр. От маски он идет к социальному типажу, реальным характерам, взятым из жизни, его комедии становятся школой морали, он критикует нравы своего времени, но сохраняет мастерство интриги и остроту положений.

Гольдони предлагает актерам вместо импровизации на основе сценария фиксированный текст на литературном итальянском языке. Его герои - обыкновенные итальянцы: простолюдины, ремесленники, буржуа, аристократы. Зрители легко ассоциировали себя, свои проблемы, реалии своей жизни с ситуациями и коллизиями пьес Гольдони. На сцене действуют те, кто мог быть соседом, родственником, односельчанином или приятелем с соседней улицы.

Впервые на российской сцене

В ХХI веке впервые на российской сцене поставлена комедия Гольдони "Новая квартира". Режиссер Джорджио Сангати пояснил свой выбор.

"Когда в прошлом году Театр Вахтангова попросил меня подобрать текст для творческой лаборатории, я сразу подумал о "Новой квартире". И хотя перед нами - один из шедевров Гольдони, театры не спешат его ставить, во многом из-за языка текста. "Новая квартира" написана на ярком венецианском диалекте, который, к сожалению, сегодня непонятен не только европейцам, но и самим итальянцам. Наличие достойного перевода и тот факт, что текст никогда не был поставлен в России, убедили меня, что у пьесы есть шанс для постановки", - заявил режиссер.

Он также отметил, что этот выбор определил не только языковой аспект. "Ведь созданную в 1760 году "Новую квартиру" Гольдони можно поставить в ряд так называемых реформаторских текстов. Автор ясно дал понять, что в его драмах действуют персонажи, которые в социальном и культурном плане близки зрителям", - подчеркнул Сангати.

В ходе беседы режиссер поделился еще одним наблюдением. "Мне однажды сказали, что в этой пьесе Гольдони напоминает Островского, с точки зрения пристального внимания к экономическим и финансовым аспектам морали, - продолжил он. - Это правда. Но мне он также напоминает театр Эдуардо де Филиппо с его неразрывным сочетанием иллюзии и реальности, драмы и комедии, постоянной игрой между жизнью и театром".

По словам итальянца, именно поэтому, на его взгляд, "пришло время всерьез поработать над этим экспериментальным текстом с актерами Театра Вахтангова, попробовать поискать некое общее место (и время), где-то между Италией и Россией, между прошлым и настоящим, между стилизацией и реализмом".

"Для меня театр - территория откровения, где политические, культурные и временные границы на миг стираются и снова открываются для игры. Театр дает возможность для общения, встреч, познания, открытий, размышлений и праздника", - признался итальянский режиссер.

Теги