Все новости

Лувр намерен регулировать поток посетителей на выставку произведений да Винчи

Резервирование билетов на заранее предложенные музеем часы будет обязательным для всех

ПАРИЖ, 29 апреля. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. Дирекция Лувра пошла на радикальные меры, чтобы избежать слишком большого наплыва посетителей во время предстоящей выставки, посвященной Леонардо да Винчи (1452-1519). Посещение ее, как указывается в распространенном заявлении, будет возможным исключительно в том случае, если билеты будут заранее забронированы на часы, предложенные музеем.

Это, как подчеркивают в Лувре, связано с необходимостью регулировать поток посетителей и не допустить толкотни и давки, которые лишь помешают людям насладиться произведениями да Винчи. Резервирование билетов будет обязательным абсолютно для всех - даже для тех, кто располагает абонементом на посещение Лувра.

Система заказа билетов начнет работать уже с 18 июня, то есть за четыре месяца до открытия выставки. Музей ранее всего один раз прибегал к подобной мере - в 2018 году при проведении показа работ нидерландского художника 17 века Яна Вермеера. Тогда ее, благодаря введенному распорядку, успешно посетили около 10,2 млн человек, то есть по 30 тыс. в день.

Событие сезона

Экспозиция работ да Винчи обещает стать одним из крупнейших культурных событий года во Франции. Дирекция Лувра надеется, что ей успешно удастся провести переговоры с другими музеями, а также с частными коллекционерами о предоставлении полотен и рисунков да Винчи. С Италией уже подписано двустороннее соглашение по которому Франция за присланные произведения да Винчи направит ей шедевры Рафаэля на запланированную на 2020 год выставку. Она будет организована в римском Квиринальском дворце, официальной резиденции президента Италии.

В самой же Франции уже 2 мая пройдут мероприятия в память о 500-й годовщине ухода из жизни флорентийского художника, ученого и изобретателя. На церемонии, которые состоятся в таких исторических местах, как замки Амбруаз и Шамбор, президент страны Эмманюэль Макрон пригласил своего итальянского коллегу Серджо Маттареллу. Президенты, в частности, должны возложить венки на могилу да Винчи в часовне Сент-Юбер, при королевском замке Амбруаз.

Гость короля

64-летний Да Винчи прибыл во Францию в 1516 году по приглашению короля Франциска Первого. С собой во Францию он привез такие шедевры, как "Джоконда", "Иоанн Креститель" и "Святая Анна с Марией и младенцем Христом". А также чертежи, различные рабочие записи и дневники.

Да Винчи был удостоен титулов "главного королевского художника, главного инженера и главного архитектора". Причем "художником" он был оформлен на должность впервые - в Италии его в основном воспринимали как инженера. Да Винчи был назначен высокий оклад в 1 тыс. экю и предоставлен замок Клу (ныне Кло-Люсе), находящийся поблизости от королевского замка Амбруаз. Отношения его с королем были прекрасными - тот называл его "отец мой" и посещал чуть ли не каждый день.

Да Винчи провел во Франции три последних года жизни. Он организовывал праздники для короля, проводил различные инженерные работы, много рисовал животных и пейзажи, добавил завершающие штрихи к картине "Святая Анна". Считается - хотя это и не доказано - что ряд разработок да Винчи были уже после его смерти применены во Франции при строительстве замка Шамбор.

Художник в последний год жизни болел и умер 2 мая в Кло-Люсе. Согласно его воле, он был погребен в монастыре Сен-Флорентен, причем процессия, по его же воле, состояла из 60 нищих, несущих факелы. Во время французской революции монастырь подвергся разрушению. После этого прах художника был перенесен в часовню Сен-Юбер при дворце Амбруаз.

Каким образом картины, находившиеся во владении да Винчи, в частности "Джоконда", стали собственностью Франции, до сих пор не ясно. Согласно одной из версий их мог продать Франциску Первому натурщик и близкий друг да Винчи - Салаи (Джан Джакомо Капротти да Орено). Специалисты не исключают, что картины тому подарил да Винчи незадолго до своей кончины, составляя в апреле 1519 года свое завещание. Или передал в виде платы за работу.

Но возможны и другие варианты. Кличка Салаи переводится как "Дьяволенок" или "Порождение Дьявола". Да Винчи указывал в своих дневниках, что этот человек, находившийся у него в услужении с детских лет, неоднократно был уличен в воровстве.