Съемочная площадка — настоящая квартира Доктора Лизы, куда Киностудию КИТ пригласил муж погибшей главы международной благотворительной общественной организации "Справедливая помощь" Глеб Глинка. Он не только стал консультантом художественного фильма "Доктор Лиза" Оксаны Карас, но и снялся в эпизодической роли.
ТАСС удалось побывать на площадке и увидеть, как проходит последний съемочный день фильма, выход которого запланирован на осень 2020 года. В кадре — Чулпан Хаматова (Доктор Лиза) и польский актер Анджей Хыра (Глеб Глинка). Константин Хабенский, Елена Коренева, Юлия Ауг, Татьяна Догилева и другие уже отснялись. В квартире Глинки очень светло. Высокие потолки, массивная старинная мебель. Много книг, много икон. Картины.
"Мы снимаем в квартире Елизаветы Петровны всего три смены из 35, у нас еще много разных объектов, они не все такие аутентичные, — рассказывает ТАСС режиссер Оксана Карас. — Павелецкий вокзал мы снимали на Павелецком вокзале, а, к примеру, фонд Доктора Лизы — в другом месте. Это было наше осознанное решение, мы не хотели, как все киношники, прийти и все разрушить. Фонд действующий, там все работает, слава Богу, дело Лизы живет".
"Оксана, я жил с Елизаветой Петровной, чем ты хочешь меня напугать?"
"Нам очень повезло, что Глеб Глебович сам предложил снимать в их квартире, — продолжает режиссер. — Мы еще десять раз переспросили: "Глеб Глебович, вы уверены, точно все продумали и все взвесили? Вы понимаете, что это такое, когда придет 50 человек съемочной группы? Мы все будем двигать, менять". На это он сказал: "Оксана, я жил с Елизаветой Петровной, чем ты хочешь меня напугать?"
Изначально Оксана Карас говорила, что ни в коем случае не хочет делать фильм-памятник про Елизавету Глинку. И судя по всему, картина получается очень витальной, ни в коем случае не фильмом-эпитафией. "Конечно, по съемочному процессу никогда нельзя понять, каким получится кино, — поясняет режиссер. — Монтаж — это очень важный этап в работе над картиной, с его помощью можно сделать совсем другое кино. Можно сделать 15 версий фильма, они все будут с разными интонациями, с разными авторскими посылами. Но пока могу сказать, что у нас получается актерское кино, как я и хотела, человеческое кино, про отношения, про людей. Очень надеюсь, что оно будет живым, настоящим, что мы с артистами, с авторами найдем живые моменты в каждой сцене, чтобы драматические перипетии, которые есть в сценарии, рассказать живым, легким, ироничным языком. Именно такой и была Елизавета Петровна — легкой, ироничной".
Режиссер признается, что не была знакома с Елизаветой Глинкой. "Я никогда с ней не пересекалась, — говорит Карас. — Чулпан — да, конечно, была хорошо знакома".
"Елизавета Петровна каждый день сталкивалась с болью, со смертью, болезнями, серьезными проблемами чужих людей, — поясняет режиссер. — И все равно умудрялась входить в эти ситуации с каким-то светлым чувством и юмором. Конечно, все это у нас есть благодаря тому, что главную роль играет Чулпан. Она этот характер передала, это гораздо важнее, чем внешнее сходство".
Однако когда Чулпан выходит из актерского вагончика после грима, все вздрагивают: кажется, что это сама Елизавета Глинка. Короткие светлые волосы, скромное темное платье, нитка жемчуга на шее, белые кроссовки. Даже пластика актрисы и повороты головы, улыбка — все напоминает Елизавету Петровну.
Преображение Чулпан Хаматовой
"Конечно, нам было важно, чтобы Чулпан была похожа на Доктора Лизу, — рассказывает Оксана Карас. — У Елизаветы Петровны был очень узнаваемый стиль. Она одевалась со вкусом, любила классические вещи, всегда носила нитку жемчуга, серьги, с которыми практически не расставалась. У нее была узнаваемая прическа. У нее было четкое видение себя, своего образа, определенная подача себя. И это тоже удивительное женское качество. Она же каждый день соприкасалась с разными сторонами социальной жизни, выходила на вокзал, переодевалась в халаты и теплые бушлаты, но все равно сохраняла элегантность. И мы этот образ воссоздали".
По словам режиссера, Чулпан Хаматова полностью изменилась внешне. "Здорово, что Чулпан, которая от природы брюнетка, без вопросов согласилась покрасить волосы, — рассказывает Оксана Карас. — Нужно понимать, что это тоже сложный процесс: окрашивание все происходило в пять-шесть этапов. И Чулпан, как очень талантливая актриса, переняла характер героини — в манере разговаривать, в том, как держится, смеется, улыбается. Но повторю — не это главное, главное — характер, который тоже, как мне кажется, передан очень достоверно".
25 апреля 2012 года
На съемочной площадке вновь все приходит в движение. "Начали", — звучит по рации. Чулпан быстро ходит по комнате, открывает ящики комода — не может найти полис. Упрекает мужа. "Единственное, что прошу, — не трогайте мои документы, — говорит она. — Сейчас из опеки придут — и что?" Съемки останавливают, актриса подзывает режиссера и рассказывает, как видит эту сцену. "Было бы хорошо, чтобы я всюду посмотрела, и полис был бы там, где я уже искала, — предлагает Чулпан Хаматова. — Я порылась, не нашла, а он открыл и достал".
"Чулпан в этой сцене очень темпераментная, а ты спокоен", — Карас по ходу съемок дает совет исполнителю роли Глеба Глинки.
"Все события нашей картины укладываются в один день, — поясняет Оксана Карас. — Это среда, 25 апреля 2012 года. Один день, вырванный из жизни Елизаветы Глинки. Ничего знаменательного в нем нет, это просто день. До ее смерти оставалось еще четыре года, очень насыщенных, очень непростых, противоречивых. Все происходит здесь и сейчас. Есть только один настроенческий флешбэк, который касается жизни Елизаветы Петровны и Глеба Глебовича в Америке. Это середина 1990-х годов. Они молоды, дети совсем маленькие, они живут в Вермонте и не собираются переезжать в Россию".
Ее энергия остается с нами
"Наш фильм — жизнеутверждающая история, в которой бы мы не хотели говорить о смерти главной героини, — продолжает режиссер. — Для нас важно сделать живое кино, где Елизавета Петровна — человек, который будто бы до сих пор живет с нами. Все, что касается итогов, которые финалят ее жизнь, к ней неприменимо. Мы к Елизавете Петровне относимся как к живому человеку, которого можно критиковать, у которого есть недостатки. Это не памятник. Это живое кино о живом человеке. Масштаб личности Елизаветы Петровны таков, что и после смерти ее энергия продолжает быть с нами. Она сделала так много добрых дел для других людей, не для себя. Это мало кто умеет".
О Докторе Лизе
По образованию врач-реаниматолог, Елизавета Глинка стала известна своей правозащитной и благотворительной деятельностью. В 2007 году основала международную благотворительную общественную организацию "Справедливая помощь", где помогали умирающим онкологическим больным, нуждающимся и бездомным. Она регулярно посещала Донбасс с гуманитарными акциями и для эвакуации больных детей, привозила гуманитарную помощь в Сирию. Во время одной из таких поездок она погибла — это случилось 25 декабря 2016 года при крушении самолета Ту-154 Минобороны РФ.
Производством фильма занимаются Киностудия КИТ и Продюсерский центр IVAN в партнерстве с телеканалом НТВ и при поддержке Министерства культуры РФ.
Наталья Баринова