7 августа 2020, 09:30
Статья

Свобода быть собой: несгибаемая Шарлиз Терон

В пятницу актрисе исполняется 45 лет
Шарлиз Терон. Rich Fury/ Getty Images for Palm Springs International Film Festival
Шарлиз Терон

При взгляде на Шарлиз Терон кажется, что актриса очень похожа на своих героинь, например на Энди из недавней "Бессмертной гвардии" или Мегин Келли из "Скандала", — она прекрасная, неприступная, уверенная в себе женщина, которая идет по жизни победительницей. Но, как и в случае с этими персонажами, за идеальном фасадом скрываются раны и синяки, и их нельзя залечить, прыгнув в ванну со льдом, как это делала спецагент Лорейн во "Взрывной блондинке", с ними приходится жить.

Биография актрисы напоминает фильм, в котором она сама могла бы сняться: она выросла на ферме в Южной Африке, собирала кукурузу, доила коров, страдала от безответной любви, а когда Шарлиз было 15 лет, ее мать Герда застрелила своего мужа, чтобы защитить себя и дочь. Тот в очередной раз вернулся домой пьяным и угрожал им ружьем. Герду оправдали, но легче от этого не стало: Южную Африку разрывали внутренние конфликты, и тогда женщины решили уехать и попытать счастья в Италии, где Шарлиз предложили работу в качестве модели.

Так, даже не закончив среднюю школу, девушка объездила всю Европу, а в 17 лет перебралась в Нью-Йорк, чтобы учиться бальным танцам. Шарлиз танцевала с детства, но через год напряженных тренировок в Америке она получила травму колена, и о танцевальной карьере можно было забыть. Тогда ее мать, сопровождавшая дочь во всех ее путешествиях, сказала, что та должна или перестать жалеть себя и найти новое занятие, или возвращаться в Южную Африку, потому что грустить можно было и там, не тратя деньги на дорогую нью-йоркскую ренту.

Решение Терон нельзя назвать предсказуемым — она захотела попробовать себя в Голливуде и прилетела в Лос-Анджелес с $300 в кармане. Девушка не знала, как работает киноиндустрия, как нанять себе менеджера, и еле-еле говорила по-английски, но ей помог случай, который похож на завязку какой-нибудь романтической комедии из 90-х

Шарлиз пошла в банк, чтобы обналичить последний оставшийся от модельных подработок чек и оплатить жилье, но служащий не захотел этого делать. Девушка решила не сдаваться просто так и устроила скандал, чем привлекла внимание мужчины, стоявшего в очереди за ней. Он оказался агентом Джоном Кросби, который в итоге и представил молодую неопытную актрису Голливуду.

Нельзя сказать, что ее карьера была ровной: долгое время студии хотели загнать Терон в амплуа сногсшибательной подружки главного героя, как, например, в фильме "Два дня в долине", или давали ей роли чувственных и чувствительных героинь на подпевке у какого-нибудь известного актера, как в "Жене астронавта", где она сыграла в паре с Джонни Деппом, или в "Адвокате дьявола" с Киану Ривзом, ставшим ее первым крупным успехом. Она снова встретится с Ривзом в безвкусном ремейке драмы 1968 года "Сладкий ноябрь", где сыграет загадочную и эмоционально недоступную незнакомку, в которую влюбляется главный герой. Но мелодрамы явно не давали выхода жесткой энергии актрисы, а амплуа красивой женщины совсем ей не импонировало: с детства она привыкла упорно работать, а не полагаться на свою внешность.

У Терон появилась возможность наконец-то показать миру свое реальное лицо в картине "Монстр", которую режиссер Патти Дженкинс написала специально для нее. Она сыграла серийную убийцу Эйлин Уорнос, единственную в Америке после Лавинии Фишер. Женщина убила семерых мужчин и была осуждена на смертную казнь. Для роли Терон сделала немыслимое и непростительное для Голливуда — пожертвовала своей красотой: набрала 14 килограмм и сбрила брови. В потерянной, отчаявшейся, загнанной угол женщине с грузным неуклюжим телом совсем не видна молодая блондинка с ангельским лицом, как будто бы обреченная всю жизнь играть чью-нибудь жену. Актриса получила "Оскар" за эту роль и доказала всем, что у нее свои взгляды на то, кого ей стоит играть.

В последнее десятилетие Терон и вовсе переквалифицировалась в героиню боевиков, но в каждую роль ей удается привнести какую-то внутреннюю силу. Ее смелость, увлеченность и бесстрашие заразительны, и с каждым новым проектом она как будто переизобретает себя

Не все бы догадались, что Терон может прекрасно смотреться в экшен-фильмах, если бы не роль Фуриозы в "Безумном Максе: Долине ярости" Джорджа Миллера. Но при этом она так же органична в небольших картинах Джейсона Райтмана, где актриса сыграла, казалось бы, совершенно противоположных друг другу героинь: запутавшуюся и эгоистичную Мавис, страдающую от кризиса среднего возраста, в "Бедной богатой девочке" и замученную семейной жизнью мать троих детей в "Талли", где от жестокой и холодной королевы из "Белоснежки и охотника" не остается и следа.

Несмотря на свое кажущееся совершенство, Терон не боится быть уязвимой и смешной. "Долгое время я наблюдал, как она снимается в фильмах, где она убивает, или ее убивают. Но она может гораздо больше", — посчитал режиссер и сценарист Сет Роген и предложил ей сняться в своей комедии. "Та еще парочка" переворачивает законы ромкомов с ног на голову: Терон играет государственного секретаря, решающего баллотироваться в президенты, а Роген — нелепого и правдолюбивого журналиста, который неожиданно для себя становится ее спичрайтером.

В общем, Шарлиз уже давно не нужно ничего доказывать, она может все. В 2007 году она основала организацию по борьбе с насилием в Африке и стала послом мира ООН. Актриса активно борется за права женщин и животных, взяла из приюта несколько собак и усыновила двоих детей. Активизм помог ей справиться с травмами прошлого: в последнее время она больше не избегает темы гибели своего отца и говорит об этом открыто, надеясь, что это облегчит жизнь тем, кто оказался в такой же ситуации: "С насилием в семье знакома не я одна, с этим сталкивались многие люди. Я не стесняюсь говорить об этом, потому что я считаю, чем больше мы говорим об этих вещах, тем менее мы одиноки".

Но если даже актриса и нашла гармонию в самой себе и смирилась со своим прошлым, Голливуд, кажется, никогда не смирится с ее статусом матери-одиночки. Терон всегда с гордостью говорит о своей семье, но ее все время пытаются с кем-нибудь свести и поженить. Например, на шоу Эллен Дедженерес ведущая предложила ее партнерам по фильму "Скандал" Николь Кидман и Марго Робби выбрать ей мужа (последние избежали этой участи, потому что уже замужем), а журналисты не устают задавать ей вопрос про замужество. Актриса, как и всегда, лучше знает, что ей делать, и не смущается от их бесцеремонности — она живое доказательство тому, что быть сильной, независимой и одинокой совсем не зазорно, а консервативному Голливуду давно пора пересмотреть свои взгляды.