30 сентября 2020, 14:37
Статья

О гипнозе, судьбе маленького человека и неунывающих людях: что смотреть на ММКФ

Смотр пройдет с 1 по 8 октября
Сергей Бобылев/ ТАСС

Московский международный кинофестиваль в этом году из-за пандемии перенесли на октябрь, однако его программа, несмотря на непростые времена, все такая же разнообразная — в каждой из секции найдется, чем поживиться. Откроет столичный смотр дебют Михаила Локшина "Серебряные коньки", а закроет спортивная драма Эдуарда Бордукова "На острие" со Светланой Ходченковой и Стасей Милославской в главных ролях. Судьбу главных призов будет решать международное жюри под предводительством Тимура Бекмамбетова, но, как и на любом фестивале, главное — не награды, а фильмы. В нашей подборке — самые интригующие и необычные из них.

"Гипноз"

Основной конкурс

Валерий Тодоровский после премьеры теплой и ностальгической "Одессы" на "Кинотавре" в прошлом году представляет совершенно другой по настроению психологический триллер "Гипноз". По сюжету, подросток Миша (дебютант Сергей Гиро) пытается вылечиться от лунатизма у психотерапевта Волкова. Но чем дальше, тем больше методы доктора вызывают у пациента сомнения, правда, осознание этого приходит к Мише слишком поздно. Он попадает под влияние гипнолога настолько, что уже не может отличить видения от реальности. Вдобавок у Волкова погибает при загадочных обстоятельствах одна из пациенток, и тогда Миша решает провести свое расследование, которое усложняется полным слиянием сна и яви.

"На дальних рубежах"

Основной конкурс

Дебютный фильм Максима Дашкина, который вдохновлялся непростой и душной атмосферой военных баз. Действие картины происходит в Кыргызстане. Мария (Виктория Толстоганова), жена заместителя руководителя российской военной базы, очень ждет, когда ее мужа переведут обратно в Россию и она сможет вырваться из этого тесного мира на волю. Но постоянное ожидание давит на нее, а скука иногда толкает людей на отчаянные поступки. У Марии завязываются отношения с сослуживцем ее мужа, которые становятся угрозой для жизни ее семьи. По словам режиссера, он хотел рассказать в фильме о той цене, которую человек платит за неверность: "Только потеряв что-то безвозвратно, человек осознает ценность того, что имел. В наше время, когда верность как ценность подвергается сомнению, обесценивается, размышление на эту тему мне кажется чрезвычайно важным".

"Дочь рыбака"

Основной конкурс

Фильм азербайджанского режиссера Измаила Сарафали, хоть и дебютный, уже получил довольно серьезную поддержку. Он выиграл на питчинге проектов "Кинотавра", а продюсирует картину президент фестиваля Александр Роднянский. Девочка Сара живет в небольшой рыбацкой деревне на побережье Каспийского моря. Однажды ее отец пропадает во время рыбалки, но она отказывается в это верить — его тело так никто и не находит. Семья Сары хочет устроить похороны, так как жители деревни уверены в том, что непогребенный рыбак принесет им несчастье. Однако девочка бунтует против обычаев своей семьи и отправляется на поиски отца в бушующее море.

"Судьба"

Основной конкурс

Казахской женщине-режиссеру Жанне Исибаевой не впервой представлять свои фильмы на ММКФ. Ее новая картина рассказывает о 19-летнем юноше Азате, который переезжает из деревни в Алматы, чтобы работать каменщиком на стройке старшего брата. Однако брат задерживается на другом объекте, и Азату приходится провести несколько дней без жилья и денег одному в большом городе. Эти несколько дней радикально меняют его судьбу.

"Человек неунывающий"

Конкурс документального кино

Вслед за своим новым фильмом "Дорогие товарищи", где Андрей Кончаловский изучает человека советского, режиссер представляет документальную картину "Человек неунывающий", где изучает человека российского. Кончаловский отправляется на рыбалку в Сибирь, следует за машиной скорой помощи на Байкале, наблюдает за началом учебного года в деревенской школе и за тем, как на Кубани сеют кукурузу. И каждая из этих новелл, как пазл, который собирает режиссер, чтобы ответить на вопрос, что такое Россия и куда она идет.

"Лара"

Фильмы, которых здесь не было

Долгожданный новый фильм немецкого режиссера Яна-Оле Герстера, чей дебют "Простые сложности Нико Фишера" стал настоящим фестивальным хитом в 2012 году. Премьера "Лары" прошла в Германии еще в прошлом году, но с тех пор фильм, к сожалению, так и не получил международного дистрибьютора, так что его показ на ММКФ может стать единственным шансом посмотреть картину в кинотеатре.

Ларе исполняется 60, и в этот самый вечер состоится первый концерт ее сына-пианиста (Том Шиллинг), но нельзя сказать, что кто-либо из них рад этому событию. Ей пришлось пожертвовать своей музыкальной карьерой ради сына и стать школьной учительницей, поэтому она пытается воплотить свои мечты в нем. Однако в школе появляется настоящий вундеркинд, который полностью завладевает вниманием Лары и портит ее отношения с сыном. Ян-Оле Герстер рисует новый интимный портрет на фоне его любимого Берлина.

"Еще по одной"

Фильмы, которых здесь не было

Лучший фильм датского режиссера Томаса Винтерберга и одна из лучших ролей Мадса Миккельсена. Он играет уставшего от жизни школьного учителя Мартина, который существует как будто по инерции. На дне рождения одного из его друзей ему рассказывают теорию о том, что человек рождается с недостатком 0,5 промилле алкоголя в крови, который ему нужно восполнять для того, чтобы жить полноценной жизнью. Мужчины решают проверить теорию на практике, и по началу дела действительно налаживаются. Но вместе с радостью вновь приобретенного вкуса к жизни приходит желание усилить этот эффект, поэтому довольно быстро дневная доза алкоголя, выпиваемого друзьями, увеличивается, а скрывать это от окружающих становится все сложнее.

С самого начала эксперимента Винтерберг знает, что мы знаем, что ничем хорошим это не закончится. Но в "Еще по одной" он отказывается от морализаторства и не превращает фильм в угрюмую драму, как обычно это происходило в предыдущих его работах. Тон истории настолько бесхитростный и открытый, что похмелье от прошедшего веселья не бьет нам обухом по голове.

"Уроки любви"

Спектр

Полячка Йола оставляет своего абьюзивного мужа в Италии и уезжает в родную Польшу. Там, свободная от его ежедневного гнета и оскорблений, она наслаждается личной жизнью: ходит с подругами на пляж, на уроки танцев и вокала и заводит робкий роман с Войтеком, который очень хочет на ней жениться. Йола выглядит решительной и уверенной в себе, но при этом придерживается традиционных ценностей: женщина всегда должна быть красивой и терпеть лишения и побои ради брака, тем более что развод — это грех. Да и ее ситуация не так уж отличается от других — половина мужчин в Польше бьют своих жен, считает героиня. Но этот привычный уклад все меньше и меньше вписывается в ее будни, и Йола понимает, что не может жить по-старому, а по-новому — боится. "Уроки любви" — интимный и вдумчивый портрет 69-летней женщины, показывающий, что никогда не поздно изобрести себя заново.

"Кровь пеликана"

Фильмы, которых здесь не было

В психологической драме немецкой женщины-режиссера Катрин Геббе прекрасная немецкая актриса Нина Хосс играет женщину по имени Вибка, которая тренирует лошадей сотрудников полиции: они должны быть максимально невозмутимыми и вести себя хорошо даже во время массовых протестов. Но есть один жеребец по имени Top Gun, которому фаеры в глаза и "коктейли Молотова" не по вкусу. Полиция готова быстро поставить на нем крест, но героиня считает, что любую лошадь можно укротить, нужны только любовь и терпение. Дома женщину ждет любимая приемная дочь Нико, и она намерена взять себе еще одного ребенка. Весь фильм смелая Вибка пытается укротить жеребца и свою новоиспеченную дочь. Геббе без лишних истерик показала беспомощность системы, которой проще игнорировать неугодных для нее людей, чем помогать им, а также поставила вопрос, стоит ли идти на все, чтобы спасти ребенка, и кто все-таки важнее — мать или ее дитя.

"Наркомама"

Спектр

С тех пор как Пол Верховен перезапустил карьеру французской актрисы Изабель Юппер в фильме "Она", все с переменным успехом пытаются эксплуатировать ее образ хладнокровной и непотопляемой grande dame. И режиссер Жан-Поль Саломе не исключение. В его криминальной комедии Юппер играет французско-арабскую переводчицу, которая работает в отделе по борьбе с наркотиками. Однажды она решает переметнуться на другую сторону и построить свою наркоимперию. Правда, при этом героиня не увольняется со своего скромного поста и водит полицию за нос.

Тома Ходова