Все новости
Фрагменты новых книг

С кого рисовали героев "Симпсонов"? Отрывок из книги про сериал

© Evan Agostini/Invision/AP
Ее написал сценарист и продюсер Майк Рейсс, проработавший в проекте с первого эпизода

В прошлом году одному из самых длинных и популярнейших мультсериалов — "Симпсоны" — исполнилось 30 лет. За это время желтые человечки стали неотъемлемой частью массовой культуры, высмеяли политиков со всего мира, поиронизировали над самыми разными событиями и так и не потеряли актуальность. Более того, они делали предсказания, которые, как потом с ужасом обнаруживали зрители, сбывались. Но все это, конечно, просто совпадения. Или нет? 

Как родилась идея создания сериала, персонажи, откуда авторы черпают вдохновение, какие шутки вы могли пропустить или не понять — об этом можно узнать в книге "Симпсоны. Вся правда и немного неправды от старейшего сценариста сериала" (издательство "Эксмо") . Почитайте отрывок о том, как они вместе с Мэттом Грейнингом (другим сценаристом и шоураннером проекта) придумывали героев и что вкладывали в их имена.

Меня всегда поражала способность Мэтта Грейнинга придумывать имена персонажам. На заре существования "Симпсонов" он их генерировал на лету:

Сосед? Фландерс.

Священник? Лавджой.

Мэр? Куимби.

Гопник? Керни.

Годы спустя я узнал, что это были названия улиц в родном городе Мэтта — Портленде. У персонажей "Симпсонов" намеренно нейтральные имена — как завещал Джеймс Турбер, "[юмор] никогда не рождается из имен вроде Анна Э. Стезия, И.Д. Иотов и Инесса Дальнейшая". 

Но у имен некоторых героев тем не менее любопытные истории. Например:

Доктор Джулиус Хибберт сначала был женщиной по имени Джулия, которую сценарист Джей Коген назвал в честь своей подруги Джулии Хибберт. Позже она прославилась под своей девичьей фамилией Суини как создатель персонажа Это Пэт в Saturday Night Live.

Директор Скиннер: сценарист Джон Витти назвал его в честь психолога Б.Ф. Скиннера — по слухам, он проверял свои теории на собственных детях. Витти также назвал школьного психолога Доктор Прайор, потому что он лезет детям в душу.

Учительницу Барта зовут Миссис Крабаппел, но никто из детей не дразнит ее Крабэппл. Шутка тут в том, что мы решили не шутить. Такая же история с передачей о ситуации на дорогах Арни Пая, которая называется "Арни в небесах" вместо очевидной шутки "Пай в небесах". Не уверен, что кто-то вообще понимает эти шутки. Включая меня самого: через десять лет после того, как Джефф Мартин назвал квартет Гомера из парикмахерской "Диез-бемоль", я понял, что такой ноты не существует!

По странному совпадению хулиган и хам Джимбо назван в честь нашего босса Джеймса Л. Брукса. Не уверен, что Джеймс об этом знает.

Имя Троя Макклюра, худшего актера Спрингфилда, получилось из сочетания имен кинозвезды Роя Донахью и телевизионного актера Дага Макклюра. Тэйн, дочь Дага, позже сказала мне, что ее отец был фанатом "Симпсонов".

Когда он увидел Троя, он спросил своих детей: "Они, что, надо мной издеваются?" Тэйн ответила: "Да, папа, похоже на то". Он посмотрел еще немного и добавил: "Ладно, хотя бы смешно получается!" В результате дети Дага стали за глаза называть его Троем Макклюром.

Фамилия Мистера Ларго, школьного учителя музыки, — это музыкальный термин. Одно из немногих забавных имен, которые все-таки остались в сериале (и оно не то чтобы сильно забавное). Поначалу мы с Элом Джином пытались назвать Мистера Бернса Мистером Злюкой. Еще один из уцелевших — Ганс "Крот" Молман. Его зовут так потому, что кто-то из сценаристов увидел скетч персонажа и воскликнул: "Да это же какой-то крысочеловек!"

И отдельная история про продукт, который сам по себе персонаж:

Пиво "Дафф": нам нужно было название любимого напитка Гомера, и Джей Коген придумал "Дафф". Нет, это не из-за басиста Guns N’ Roses Даффа Маккагана — мы знать не знали, кто это такой. Можно подумать, вы знали. Маккаган с тех пор уверяет, что мы ему звонили и просили разрешения использовать его имя: "Тогда я ничего не знал о персональном бренде и авторских отчислениях. Я решил — ладно, берите! И тут бум — "Симпсоны" выстрелили. Если бы я получал по центу за каждый раз… Хотя ладно, что уж теперь". Эту милую и от начала до конца выдуманную историю Маккаган рассказывает в своих мемуарах с соответствующим названием "Это очень просто: И другая ложь".

Другие полюбившиеся персонажи

Человек-шмель: если вы включите телевизор в Лос-Анджелесе, то наткнетесь на тридцать каналов мексиканского телевидения, почти на каждом из которых показывают ситком El Chapulin Colorado ("Алый кузнечик") про парня в потрепанном костюме жука. Мы, конечно, издеваемся над ним с нашим Человеком-шмелем, но каждую серию "Алого кузнечика" в Мексике смотрит девяносто один миллион человек. Мы бы убили за такие рейтинги.

Профессор Фринк: Фринк — совершенно очевидный плагиат (в смысле — оммаж), основанный на Джерри Льюисе в "Чокнутом профессоре". Джей Коген (опять!) назвал персонажа в честь своего друга Джона Фринка. Много лет спустя Джон Фринк пришел к нам работать сценаристом. Увидев его имя в титрах, один зритель спросил: "Симпсоны теперь оживают?" В 2003 году, когда нам понадобился актер на роль отца Фринка, мы позвали самого Джерри Льюиса.

Начальник полиции Виггам: некоторые наши герои произошли от животных. Бармен Мо был основан на горилле — обратите внимание на горб и удлиненное лицо. А начальник полиции Виггам произошел от свиньи; его голос — отсылка к Эдварду Дж. Робинсону. То, что полицейский похож на свинью и говорит как гангстер, — и есть наше представление о социальной сатире. При этом Виггам тупее и жирнее, чем Гомер Симпсон. Поэтому меня пугает, что полицейские неоднократно мне говорили: "У вас там, наверное, копы работают. Начальник Виггам просто как живой".

Канг и Кодос, наши местные инопланетяне, впервые появились в ранней серии-антологии "Домик ужасов на дереве". Они были основаны на пришельцах с обложки комикса пятидесятых годов, который мы нашли в офисе Сэма Саймона. Канг и Кодос должны были появиться в финале "Симпсоны в кино" на фоне титров. Они обсуждали увиденное:

КАНГ: Хоть свинья была симпатичная.

КОДОС: Пока не исчезла посреди кино!

Фокус-группы взбесило, что пришельцы ругают фильм, который им самим очень понравился, и сцену убрали.

Щекотка и Царапка впервые появились в короткометражках "Шоу Трэйси Ульман". Они не пародируют Тома и Джерри, но мы действительно вдохновлялись мультфильмами "Герман и Кэтнип" — дешевым и ультражестоким плагиатом образов Тома и Джерри (поищите на YouTube — они отвратительны!). Сэм Саймон однажды гордо зашел в офис и прочитал написанный им текст песни "Шоу Щекотки и Царапки":

Кусаки, царапки,

Кусаки, царапки, царапки.

Кусай, кусай, кусай.

Царапай, царапай, царапай.

Шоу Щекотки и Царапки!

Не могу сказать, что я сильно впечатлился, но Сэм заработал, наверное, миллион долларов на авторских отчислениях за использование этой песни. И, несмотря на огромный вклад Сэма в историю Щекотки и Царапки, он постоянно нас спрашивает: "Кто из них кот?" (Кот из них Царапка.)

Годами люди интересуются, когда мы сделаем спин-офф про Щекотку с Царапкой. Чтобы посмотреть, на что это будет похоже, наша съемочная группа склеила вместе все существующие короткометражки "Шоу Щекотки и Царапки". Результат длился всего четырнадцать минут — некоторые выпуски их шоу всего по девять секунд длиной — и содержал такую концентрацию жестокости и расчлененки, что зрителям стало физически плохо. Кто-то сравнил увиденное с фильмами, которыми промывают мозги Алексу в "Заводном апельсине".

(Бонус-факт: Когда мы показываем в сериале сценаристов "Шоу Щекотки и Царапки", они срисованы с нынешних авторов "Симпсонов". Отвратительный грязный офис, в котором они работают? Это наш офис!)

Адвокат Бернса, неприятный синеволосый парень в очках, появился благодаря Рою Кону — ужасному человеку, который отправил Розенбергов на электрический стул и защищал Дональда Трампа. (Жаль, что не наоборот.) Голос Роя Кона принадлежит Дэну Кастелланете — одна из его безупречных пародий на мутных знаменитостей. (Сэм Саймон говорит, что нанял Дэна в "Шоу Трэйси Ульман" после того, как тот изобразил голос театрального драматурга Эдварда Олби. Никто не знал, какой у Олби голос, так что пришлось поверить Дэну на слово.)

Верный секретарь Мистера Бернса Смитерс поначалу был афроамериканцем. В первом сезоне "Симпсонов" его кожа была черной — точнее, зеленовато-коричневой в соответствии со странной палитрой сериала. Только после того, как мы посмотрели эти первые серии в цвете, стало очевидно: не очень хорошо получится, если черный персонаж будет регулярно целовать злого белого господина в задницу. Поэтому — оп! — и Смитерс стал белым.

(Деталь: цвет кожи в сериале всегда был проблемой. Однажды мы попросили наших корейских колористов не делать всех персонажей на заднем плане белыми. В следующей серии они покрасили черным цветом всех бомжей и преступников.)

Посреди второго сезона Сэм пришел в офис и объявил: "Смитерс — гей. Не упоминайте это напрямую, не шутите об этом, просто имейте это в виду, когда пишете этого персонажа". Даже это было смелым ходом — в 1991 году на телевидении не было персонажей-геев.

Вскоре после эфира этих серий из Лондона прилетел корреспондент BBC, плюхнулся на мой диван и сказал: "Нам нужно поговорить о Смитерсе". Несколько лет спустя, когда нам понадобилось придумать Смитерсу имя, я назвал его Вэйлон в честь знаменитого гея-кукловода Вэйланда Флауэрса.

Так что Смитерс — первый человек в истории, превратившийся из черного натурала в белого гея.

Второй такой человек — Майкл Джексон.