ЛОНДОН, 7 июня. /ТАСС/. Европейский союз (ЕС) должен пересмотреть положения протокола по Северной Ирландии, заключенного с Великобританией в рамках соглашения о выходе из состава объединения, поскольку этот документ оказался неэффективен на практике. Соответствующее мнение в воскресенье выразил представитель главы британского правительства Бориса Джонсона по Brexit и международной политике Дэвид Фрост в статье для газеты Financial Times.
По его словам, в своем текущем виде протокол, который подразумевает наличие таможенных и фитосанитарных проверок ряда продуктов, поставляемых в Северную Ирландию из других частей Соединенного Королевства, во избежание жесткой границы между Ольстером и являющейся членом ЕС Республикой Ирландия, лишь усугубляет ситуацию в регионе. "Мы видим политическую турбулентность: уход с поста первого министра Северной Ирландии Арлин Фостер, смену руководства в Ольстерской юнионистской партии и уличные протесты, а также реальные последствия, влияющие на жизни людей и сообществ", - указал Фрост.
Он добавил, что Лондон и Брюссель "неверно оценили эффект от действия протокола" на поставки товаров в Северную Ирландию из остальных частей Соединенного Королевства, поскольку "некоторые поставщики просто перестали отправлять свои продукты" в Ольстер из-за "занимающей много времени бумажной волокиты, которая предусмотрена в документе". "Мы наблюдаем сокращение поставок медицинских препаратов. На прилавках супермаркетов у покупателей стало меньше выбора", - указал Фрост.
Представитель британского правительства заявил, что будет обсуждать сложившуюся ситуацию на текущей неделе на встрече с заместителем главы Еврокомиссии Марошем Шефчовичем, которая станет для них первой в рамках созданного Совета по партнерству Великобритании и ЕС, призванному следить за соблюдением пунктов соглашения о Brexit.
"Евросоюзу нужно разработать новую стратегию отношений с соседями. Такую, которая подразумевала бы поиск прагматичных решений между друзьями, а не одностороннее навязывание правил и правовой пуризм", - подчеркнул Фрост, раскритиковавший Брюссель за отсутствие гибкости в данном вопросе. В опубликованной статье он также предложил коллегам из ЕС рассмотреть "детально проработанный" британский вариант соглашения в области ветеринарных мер и предложения по сокращению числа таможенных проверок в портах Белфаста и Ларна в Ольстере.
Североирландский вопрос и Brexit
Согласно торговому соглашению, заключенному в декабре прошлого года между ЕС и Великобританией, Северная Ирландия, покинувшая Евросоюз в составе Соединенного Королевства, осталась частью таможенной территории ЕС. Этот двойной статус позволил избежать появления границы между Ольстером и Ирландией, состоящей в ЕС, однако потребовал ввести контрольные процедуры в североирландских портах для перевозок ряда товаров из других частей Соединенного Королевства.
Это было сделано, чтобы сохранить Белфастское соглашение 1998 года, которое положило конец вооруженному противостоянию между протестантами-лоялистами и католиками-националистами в Северной Ирландии и подразумевает отсутствие границы между двумя частями острова.
Изначально соглашение с ЕС предполагало, что льготный период, позволяющий британским поставщикам избегать оформления таможенных фитосанитарных сертификатов для доставки продуктов животного происхождения и ряда растений в Ольстер, продлится до 1 апреля. Однако в марте правительство Великобритании продлило в одностороннем порядке действие этого режима до 1 октября.
Британские власти были вынуждены изменить условия соглашения под давлением со стороны предпринимателей, которые предупреждали о возможном перебое поставок товаров в свете необходимости заполнять таможенные декларации и проходить дополнительные инспекционные проверки, что в перспективе грозило пустыми прилавками магазинов. Еврокомиссия в ответ на этот шаг запустила юридическую процедуру против Великобритании за нарушение соглашения о Brexit.