14 июля 2021, 12:21,
обновлено 14 июля 2021, 13:43

Еврокомиссия предложила план действий для экологической перестройки всей экономики ЕС

EPA-EFE/ GEORGI LICOVSKI

В частности, ЕК предложила запретить с 2035 года выпуск в Евросоюзе автомобилей на традиционном топливе, если их углеродные выбросы будут отличаться от нулевых

БРЮССЕЛЬ, 14 июля. /ТАСС/. Еврокомиссия (ЕК) предложила в среду обширный план действий для полной ликвидации углеродных выбросов в ЕС к 2050 году, что потребует полной перестройки экономики Евросоюза. Этот документ представили глава ЕК Урсула фон дер Ляйен и пять ключевых еврокомисаров на первой с начала пандемии полноценной пресс-конференции в Еврокомиссии с личным участием журналистов.

"Сегодня мы представляем всеобъемлющий пакет предложений, который должен гарантировать достижение нашей задачи по сокращению углеродных выбросов на 55% [по сравнению с 1990 годом] и по строительству углеродной нейтральной экономики к 2050 году", - заявила фон дер Ляйен. Этот документ еще должен быть утвержден Европарламентом и Советом ЕС.

Документ закладывает новые подходы к регулированию европейской энергетики, всех видов транспорта, строительного сектора, промышленности, инфраструктуры, предполагает значительное расширение системы торговли углеродными квотами, в том числе на авиацию и водный транспорт, экологические тарифы на импорт, концепцию поглощения углерода путем массовой высадки лесов, а также создание финансовых инструментов на сумму свыше €100 млрд для снижения социального ущерба от этих сложных мер.

В частности, Еврокомиссия предложила ввести "климатические" таможенные пошлины на импорт в Евросоюз стали, алюминия и цемента и ввести прогрессивные климатические тарифы для воздушного и морского транспорта. ЕК предложила расширить систему торговли углеродными квотами на самолеты и морские суда. "Нам необходимо сделать это, потому что только одно судно производит столько же углеродных газов, сколько 80 тыс. машин ежедневно", - сказала фон дер Ляйен.

ЕК также предложила запретить с 2035 года выпуск в Евросоюзе автомобилей на традиционном топливе, если их углеродные выбросы будут отличаться от нулевых. "Более жесткие стандарты выбросов для автомобилей ускорят переход к транспорту с нулевыми выбросами. Они будут требовать снижения к 2030 году углеродных выбросов [производимых в ЕС] автомобилей на 55% по сравнению с уровнем 2021 года, а к 2035 году - на 100%, - говорится в документе. - В результате все новые машины, зарегистрированные [в странах ЕС] в 2035 году, будут нулевыми по своим углеродным выбросам".

Еврокомиссия также предложила новые нормы размещения заправок и зарядных станций для таких машин - на основных автострадах ЕС зарядные станции для электромобилей должны будут к 2035 году располагаться через каждые 60 км, а водородные колонки - через каждые 150 км.

"Климатические" таможенные пошлины

"Новый механизм пограничной углеродной коррекции позволит повысить цену на импорт ряда отобранных целевых товаров, чтобы гарантировать, что амбициозные климатические усилия Европы не приведут к выталкиванию промышленности с высокими углеродными выбросами за пределы Европы", - говорится в документе.

В приложении к нему отмечается, что на первом этапе механизм будет применяться к импорту в ЕС стали, алюминия, цемента.

Фонд для смягчения последствий

Еврокомиссия предложила создать фонд в €144,4 млрд до 2032 года для смягчения социальных последствий перехода Евросоюза к "чистой экономике", говорится в плане действий. "Предлагается создать новый Фонд социального климата для предоставления государствам-членам целевого финансирования, чтобы помочь гражданам финансировать инвестиции в энергоэффективность, новые системы отопления и охлаждения и более чистую мобильность. Фонд социального климата будет финансироваться из бюджета ЕС, используя сумму, эквивалентную 25% ожидаемых доходов от торговли выбросами для строительства и автомобильного транспорта", - отмечается в нем.

В документе поясняется, что фонд "предоставит государствам-членам финансирование в размере €72,2 млрд на период 2025-2032 годов на основе целевой поправки к многолетним финансовым рамкам". "С предложением использовать соответствующие средства государств-членов фонд мобилизует €144,4 млрд для социально справедливого перехода", - говорится в документе.

Высадить 3 млрд деревьев

Евросоюз должен высадить на своей территории 3 млрд деревьев к 2030 году, чтобы добиться поглощения 310 млн тонн углеродных выбросов, отмечается в плане. "Сельское хозяйство устанавливает общую цель ЕС по абсорбции углерода естественными поглотителями, эквивалентную 310 млн тонн выбросов к 2030 году. Национальные целевые показатели потребуют от государств-членов заботиться о своих поглотителях углерода и расширять их для достижения этой цели", - говорится в нем.

ЕК подчеркивает, что "к 2035 году ЕС должен стремиться к достижению климатической нейтральности в секторах землепользования, лесного хозяйства и сельского хозяйства, включая также сельскохозяйственные выбросы, не связанные с CO2, такие как выбросы от использования удобрений и животноводства". «Лесная стратегия ЕС направлена на повышение качества, количества и устойчивости лесов ЕС. Она поддерживает лесоводов и основанную на лесах биоэкономику, сохраняя при этом устойчивый сбор урожая и использование биомассы, сохраняя биоразнообразие и разрабатывая план посадки 3 млрд деревьев по всей Европе к 2030 году", - добавила ЕК.

"Чертовски тяжелая" задача

Реализация Евросоюзом плана действий для полной ликвидации углеродных выбросов в ЕС к 2050 году станет "чертовски тяжелой" задачей для сообщества, заявил на пресс-конференции в Брюсселе замглавы Еврокомиссии Франс Тиммерманс. "Ничего из того, что мы представили, не будет легко, это будет чертовски тяжело. Я знаю это. Но это наша ответственность, мы должны сделать это, мы не можем не сделать этого для наших детей и внуков", - сказал он.

Тиммерманс выразил уверенность, что многие депутаты Европарламента и ряд стран-членов будут критиковать предложение ЕК. "Я уверен, что части Европарламента и стран-членов не понравятся элементы нашего предложения. Но если вам не нравятся какие-то элементы пакета, мы можем обсудить это. Но вы не можете оспорить цель. Если вам не нравится предложение, приходите с альтернативой, мы обсудим и найдем общее решение", - отметил он.

В течение нескольких часов после публикации документа ассоциация автопроизводителей ЕС (АСЕА) назвала предложения ЕК запретить к 2035 году двигатель внутреннего сгорания нерациональными, а Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) назвала контрпродуктивной идею ЕК ввести дополнительные экологические пошлины на авиационный керосин.