Цены на бензин и дизель в Великобритании стремительно растут на фоне последствий антироссийских санкций, рекордной инфляции, удорожания энергоносителей и повышения спроса на топливо после снятия ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Заправить полный бак легкового автомобиля объемом 55 л в Соединенном Королевстве впервые в истории теперь стоит дороже £100 ($125).
Крик о помощи
Цены на топливо превысили £2 ($2,5) за литр на некоторых АЗС в графствах Йоркшир и Линкольншир на севере Англии, информирует вещательная корпорация Би-би-си. Владелец небольшого таксопарка Lincoln taxi Нил Уорн пожаловался на то, что топливные расходы его компании за последнее время утроились и достигли £3 тыс. ($3,7 тыс.) в неделю, которых хватает для заправки 14 машин. "Воздействие [роста цен] настолько тяжелое, оно так сильно возросло за такой короткий промежуток времени. Я каждую неделю слежу за ценами на топливо, и сейчас мы платим почти на 40 пенсов ($0,5) за литр больше, чем полгода назад. Мы кричим о помощи. Мы только что пережили пандемию... нам удалось справиться с ней, и затем жизнь начала возвращаться в привычное русло, но теперь мы столкнулись с топливным кризисом", — сказал он.
Местные эксперты прогнозируют, что к концу года нефть будет стоить в среднем $135, поэтому британским водителям нужно быть готовыми к тому, что средняя цена на бензин и дизель повсеместно поднимется до £2 за литр. "Все это в сочетании с ослаблением фунта к доллару США означает, что оптовые закупки топлива для розничных торговцев теперь обходятся дороже. Оптовая цена дизельного топлива быстро приближается к £1,6 за литр ($2), а если добавить еще 7 пенсов торговой наценки и 20% НДС, то [розничная] цена превысит отметку в £2", — сказал в эфире телеканала ITV Саймон Уильямс, представитель британской компании RAC, оказывающей комплекс автомобильных услуг.
Незамеченные меры
Правительство консерваторов в марте предприняло попытку сдержать рост цен на топливо, снизив топливный сбор на 5 пенсов за литр. Преференция будет действовать до марта следующего года. Однако интервенция британского кабмина фактически была сведена на нет экономически неблагоприятной ситуацией на рынке. В начале этой недели был побит очередной рекорд: средняя цена на бензин за сутки возросла на 2%, что стало самым большим повышением за последние 17 лет.
В ответ на призывы общественности принять новые меры для снижения цен власти пока не нашли ничего лучше, как переложить ответственность на розничных продавцов топлива. "Важно, чтобы общественность понимала, какие действия предпринимает каждый из розничных продавцов, и в этой связи мы рассматриваем, какие дальнейшие варианты мы можем предпринять в этой области. Мы продолжаем рассматривать все возможные варианты. Прозрачность может сыграть важную роль", — сказал пресс-секретарь британского премьера.
Управление по защите конкуренции и рынкам (CMA) в свою очередь заявило, что, если будут обнаружены доказательства того, что снижение сбора было проигнорировано, оно начнет расследование с возможными штрафами за нарушение правил розничной торговли.
Нулевой рост как итог
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ранее заявила, что в следующем году в Великобритании будет самый низкий рост среди всех развитых стран на фоне инфляционных процессов. Рост британского ВВП снизится с 7,4 (за 2021 год) до 3,6% в этом году и прекратится в 2023 году. При этом рост цен на топливо является лишь одной гранью проблемы финансового давления на британское население, реальные располагаемые доходы которого, согласно официальным правительственным прогнозам, испытают самое большое падение с начала ведения подобной статистики в 1950-х годах.
Советники главы британского правительства Бориса Джонсона назвали кризис стоимости жизни одной из самых серьезных политических проблем в ближайшие годы. Министр финансов Риши Сунак недавно объявил о выделении финансовой помощи в £22 млрд ($27,5 млрд), чтобы смягчить рост цен на энергоносители, однако депутаты парламента Соединенного Королевства уже настаивают на выделении дополнительной помощи.