28 июня 2022, 11:00
Статья
Кризис на Украине

Предчувствие больших денег: США готовятся заработать на Украине

Вашингтон извлекает выгоду из противостояния Москвы и Киева, измеряемую в денежных единицах
Alexi Rosenfeld/ Getty Images

Всего две цифры: $40 млрд — на эту сумму сенат США согласился предоставить помощь Киеву. И $100 млрд  — таков объем европейского газового рынка, занятого в нынешнем году Россией. Вытесняя нашу страну из поставок углеводородов и забирая ее место, США окупают свои расходы на поддержку украинских войск за считаные месяцы.

Прибыльный бизнес

Вывод о том, что эскалация на Украине окажется финансово выгодной США, можно было сделать еще в марте, когда Европейская комиссия в порядке отказа от российских энергоносителей взяла обязательство докупить 15 млрд кубометров американского сжиженного газа дополнительно. 

Как оказалось, это было только начало широкомасштабного американского проникновения на континент: анонсированы поставки вплоть до 50 млрд кубов. США всерьез нацелены на то, чтобы стать основным поставщиком европейского рынка, на что им, по оценкам специалистов, понадобится от одного года до трех. Демонстрируемый при этом рост станет одним из самых впечатляющих в истории, ведь в 2021 году доля американцев исчислялась всего 6,3% закупок Старого Света.

Отсутствие выраженного интереса к американским углеводородам в прошлом объяснялось их очевидными недостатками в глазах европейского потребителя. Не имея возможности проложить трубопровод, компании США вынуждены рассчитывать на поставки голубого топлива танкерами, что, в свою очередь, возможно только при сжижении газа и помещении его в цистерны. Эта технология чрезвычайно энергозатратна и при применении в массовых масштабах наносит вред окружающей среде. Еще более разрушителен для экологии сам принятый в США способ добычи газа путем взламывания пластов. Получаемый таким образом энергетический продукт оставляет отпечаток на почвах, воздухе и водных ресурсах — что привело к запрету этой технологии в ряде стран мира. 

До начала боевых действий шансы США вывести на европейский рынок свои энергоносители оценивались скромно. Европа не была готова к изменению сложившихся стандартов ни технологически, ни морально. Для того чтобы принять сжиженное голубое топливо, изначально требовались терминалы по его регазификации, отсутствующие в большинстве стран и затратные при сооружении. Весной 2022 года европейцы развернули их строительство и спешными темпами адаптируют свою экономику к тому, чтобы США смогли извлекать из нее максимальную прибыль.

Военторг открывает двери

Широкие возможности открываются перед американцами и в другой традиционной для них экспортной сфере. После начала боевых действий на Украине в странах Европейского союза возобладало военное лобби. В марте Германия объявила о намерении потратить €100 млрд на модернизацию своих вооруженных сил. Львиная доля будущих контрактов, как ожидается, достанется американцам, что отразилось на котировках ВПК США: акции крупнейших частных компаний, работающих в этой сфере, — Lockheed Martin и Raytheon Technologies выросли на 30%, а остальные замерли в ощутимом плюсе.

Несмотря на то что Германия и Франция разрабатывают и собственные совместные программы по производству вооружений, спешная закупка большого числа танков и самолетов возможна только у американцев. При сложившихся обстоятельствах у бундесвера нет другого ориентира, кроме НАТО: проект европейских вооруженных сил, несмотря на усилия, приложенные Францией, остается мертвой буквой. В рамках НАТО исторически доминируют американские военные стандарты, что имеет продуманное политическое измерение. Покупка дорогостоящих вооружений как таковая предполагает долговременное сотрудничество между покупателем и продавцом. Приобретя еще больше американской техники, чем раньше, немцы десятилетиями будут зависеть от услуг по ее обслуживанию, которые им могут оказать только США.

Помимо прочих выгод увеличение немецких трат на оборону позволяет США сэкономить собственные средства, ранее выделявшиеся для этой цели. На протяжении своего президентского срока снижения расходов безуспешно пробовал добиться Дональд Трамп. В наши дни это достижение дается американцам настолько легко, что проходит незамеченным.

Масло и пушки

Третий высококонкурентный рынок, на котором американцы с основанием рассчитывают извлечь прибыль, — сельскохозяйственный, причем в числе проигравших может оказаться... Украина. На фоне панических настроений, охвативших второй и третий мир, вырастает стоимость зерна. Затягивание боевых действий на Украине ведет и к более долговременным последствиям: потере этой страной статуса надежного поставщика. В этой ситуации ее место легко могут занять США, располагающие обширными сельскохозяйственными угодьями и готовые при необходимости нарастить производство.

То, что раньше этого не происходило, объясняется, как и в случае со сланцевым газом, конкурентными недостатками американского товара. В первую очередь, против его экспансии играют расстояния. Доставлять зерно и подсолнечное масло в Африку или Азию удобнее из Европы, что предполагает более низкие логистические расходы. Но в случае если украинские агропроизводители окажутся надолго выведены из игры, покупателям во всем мире не останется ничего другого, кроме как обратиться к другому поставщику, лишь бы он был достаточно крупным. Уже по этой причине длительные сроки специальной военной операции не должны расстраивать США.

Еще одна причина, ранее сдерживавшая американский агроэскпорт, — осуждаемая многими терпимость к ГМО у местных фермеров. С точки зрения США, вред от генетической модификации пищевых ресурсов не доказан — по причине чего соответствующие запреты (кроме нескольких округов штата Калифорния) нигде в Америке не введены. Ранее на европейском рынке скептически относились к перспективам американских поставок как явно не соответствующих стандартам Старого Света. Но в обозримом будущем все может измениться не в лучшую сторону.

Идут на Восток

Помимо исключительно экономической выгоды США могут извлечь — и уже извлекают — из противостояния на Украине политические дивиденды. Военная машина Америки получила новый импульс для движения вперед — на этот раз в сторону Европейского Востока. Бывшие страны Варшавского договора направляют просьбы расширить военное присутствие США и НАТО на своих территориях. Ни одного отказа до сих пор не последовало.

Сплочение европейских элит вокруг антироссийской риторики стоит чрезвычайно дорого. В отличие от эпохи Дональда Трампа, когда Германия и Франции обсуждали проект собственных вооруженных сил, а Европейская комиссия угрожала Вашингтону введением торговых пошлин, в наши дни оппозиция европейцев выглядит полностью подавленной. В США пользуются удачной конъюнктурой, чтобы выстроить вдоль линии своих интересов курс Старого Света не только по отношению к России, но и Китаю. Германия, для которой Поднебесная является основным экономическим партнером, в 2022 году объявила о намерении снизить интенсивность двусторонних связей. Естественный путь к геополитической самостоятельности Европейского союза на обозримую перспективу перерезан.

Кто обрушил доллар?

В добавление ко всем остальным выгодам администрация Байдена располагает возможностью использовать кризис на Украине и у себя дома — с целью отвлечь внимание от накопившихся внутренних неудач. Экономические проблемы США, определяющиеся перекосами роста при восстановлении после пандемии, Белый дом охотно списывает на Россию. Разогнавшуюся до уровня в 8% в апреле инфляцию президент Джо Байден назвал "путинским повышением цен".

Это озадачивает наблюдателей в США, особенно если они относятся к оппозиции и не хотят подыгрывать Байдену. Сенатор-республиканец Билл Хагерти в ходе слушаний добился от главы Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла признания, что "путинское подорожание" — не совсем точное описание происходящих событий: инфляция в США на деле выходила за разумные рамки еще в 2021 году. "Я рад это слышать, ведь администрация Байдена, похоже, намерена снять с себя вину", — торжествовал Хагерти.

Но даже если попытки перевести стрелки не всегда приносят результат, у Джо Байдена и его команды остается возможность заявить, что они были жестче к России, чем их предшественники-республиканцы. Поможет ли этот довод добиться успеха на предстоящих осенью промежуточных выборах, покажет время.

Игорь Гашков