2 октября 2022, 10:05

Французский историк заявил, что в мире не доверяют Западу и могут выбрать русских

Эмманюэль Тодд подчеркнул, что современный Запад страдает "ложным сознанием"

ПАРИЖ, 2 октября. /ТАСС/. Окружающий мир не доверяет Западу и может поддержать Россию. Такое мнение высказал французский историк, социолог и антрополог, автор многих научных трудов Эмманюэль Тодд в статье "Ложное сознание" Запада", опубликованной в последнем номере журнала Marianne.

"Жестокая реальность состоит в том, что остальной мир не любит нас, - замечает Тодд, говоря о "ложном сознании" Запада. - Если ему придется выбирать между Западом и русскими, есть риск, что мир выберет русских". Согласно "диагнозу" Тодда, предсказавшего в середине семидесятых распад СССР, а в начале этого столетия - распад "американского порядка", современный Запад страдает "ложным сознанием". "Мы не знаем, кто мы и что думают о нас остальные", - замечает он.

Перерождение западных демократий

"Неравенство в западных обществах стремительно растет, уровень жизни падает", - констатирует французский исследователь, отмечая, что в США ожидаемая средняя продолжительность жизни наименее состоятельных американцев снижается. Повсюду на Западе, считает он, новое расслоение общества создало отдельные миры для выпускников университетов и для "полуграждан" со средним образованием. Экономические и культурные трансформации дали выжить институтам демократии, но разрушили их нравы.

"Западные демократии переродились", - полагает автор. "Не будь "ложного сознания", западная нация считала бы себя либеральной олигархией, а не либеральной демократией, но мы все так же верим, что мы либералы и демократы и продолжаем утверждать наше превосходство и универсальность собственных ценностей, - указывает он. - Во имя этих ценностей мы боремся с Россией, чтобы помочь Украине сохранить независимость и территорию".

Добавив амнезию к "ложному сознанию", на Западе, считает Тодд, предпочли экономические санкции, а не направление солдат, забыв, что санкции - инструмент войны отнюдь не низкой интенсивности. "Санкции - это классический инструмент тотальной войны", - отмечает автор.

Попытка "задушить нейтралов"

Санкции, указывает он, имеют целью "дестабилизацию общества противника и разрушение его режима, начиная со смерти стариков и детей". "Мы хотели разрушить российскую экономику" и добиться смены власти в России, замечает исследователь. "В этих условиях не заставляли ли мы сами русских отвечать экономической эскалацией, лишая нас газа, чтобы дестабилизировать наши общества и наши режимы?" - задался он вопросом.

По мнению исследователя, введение санкций было шагом к "планетарной войне". Меры, призванные задушить врага, должны вести к исчезновению "нейтралов", и эта логика приводит Запад к требованию участия других народов в санкциях против России. "Наш собственный преувеличенный взгляд на самих себя предполагает оправдание этого ультиматума, - указывает он. - Но допустим на мгновение, в качестве интеллектуального опыта, существование "остального мира". Как видит он нас?"

Согласно антропологам, продолжает Тодд, 75% населения мира привержено семейным ценностям. "Наш ультра-индивидуализм, феминизм и ЛГБТ не нравятся остальному миру", - полагает он.

Камни из стеклянного дома

Касаясь звучащих на Западе обвинений России в "колониализме", исследователь рекомендует "обратиться к истории". Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Япония, напоминает он, были "жестокими колонизаторами тех стран, от которых сегодня требуют послушания". Соединенные Штаты, долгое время выполнявшие роль "жандармов" Латинской Америки, постепенно сублимировали колониальную власть в доминантную глобализацию, диктуя правила и наказания в стремлении удержать контроль над планетой с помощью финансовых инструментов, интернета и армии. "Но готова ли Индия вновь склониться перед королем Великобритании? Желает ли Западная Африка повиноваться Франции, Индонезия - Нидерландам, Латинская Америка и арабские страны - Соединенным Штатам, Китай - европейцам и японцам?" - замечает Тодд.

По его мнению, остальной мир "не доверяет Западу, не присягает его антропологическим и политическим ценностям, видит в нем не либеральные демократии, а олигархии, презирающие бедных, и вновь чувствует его возвращающийся колониальный темперамент".

"Жестокая реальность состоит в том, что остальной мир не любит нас, - заключает французский историк. - Если его призовут сделать выбор между Западом и русскими, существует риск, что он выберет русских".