280 тыс. т угля дополнительно — цифра, не оставляющая равнодушной шведскую экологическую активистку Грету Тунберг. Именно столько добудет и сожжет Германия, после того как 16 января неудачей завершились протесты сторонников Тунберг против расширения шахт на угодья деревни Лютцерат в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия. Вслед за тем, как полицейские разогнали лагерь радикальных борцов с изменением климата, сопротивление не прекратилось: те перешли к точечным атакам. Анонимным нападениям подвергаются офисы Зеленой (die Gruene) партии, министры от которой приняли решение по углю. Радикальная часть экологистов пришла в движение — в их среде поговаривают о расколе.
Климат недоверия
Сцены гражданского неповиновения в Лютцерате отделили новый отрезок в истории движения по борьбе с глобальным потеплением. Впервые одни его сторонники оборонялись от других — если принять в расчет, что силы полиции, разогнавшие палаточный лагерь, были командированы с согласия министров-экологистов, входящих в правящую коалицию Германии. Именно экологи старшего поколения, успевшие сделать карьеру в системной политике, несут ответственность за решение, возмутившее юную Грету Тунберг. Два министра, федеральный немецкий и региональный из Северного Рейна-Вестфалии — оба die Gruene, — согласовали сделку с энергетическим концерном RWE, предоставив ему право на дополнительную добычу угля. Протесты съехавшихся со всей Европы активистов не приняли в расчет: нежелание демонстрантов сниматься с места, чтобы освободить его для шахты, обернулось столкновениями и сотнями раненых. Несколько человек пострадали тяжело. Среди тех, кого задерживала полиция, была и сама Грета Тунберг.
Вмешательство шведской экоактивистки в разработку немецкого угольного бассейна cопровождалось обнаружением ею нового объекта для критики. Отныне это Партия зеленых, которую экологисты, участвовавшие в этом, преимущественно юношеском, протесте, отказываются более отделять от остального политического истеблишмента. "Тот факт, что "зеленые" договариваются с этими предприятиями [RWЕ], высвечивает, в чем их настоящие приоритеты", — объявила единомышленникам Грета. C ее подачи более 2 тыс. отныне колеблющихся членов партии адресовали письмо своему руководству. "Мы не понимаем, как мы, будучи движением противников угля, допускаем, что в 2023 году посреди климатического кризиса ради угля людей выгоняют из своих домов", — говорится в послании.
Стартовавшую во второй половине января волну анонимных вылазок против "зеленых" легко увязать с разгоном палаточного лагеря в Лютцерате. С тех пор радикальные экологисты атаковали умеренных в Дюссельдорфе (там повредили офис Партии зеленых), во Фленсбурге активисты вторглись в представительство Министерства проблем климата, возглавляемого Робертом Хабеком из той же партии, а в столице напали на центральный офис die Gruene.
Состоялись и акции протеста — "зеленые" против "зеленых". На одной из них прозвучала кричалка: "Кто тут предатель? Социал-демократы! Что с ними за братия? Зеленая партия!"
Похолодание усиливается
Волна разочарования, проходящая в эти дни по радикально-экологическому движению, не случайно пришлась на начало 2023 года. Введение ФРГ менее года назад экономических санкций против России сказалось на темпах намеченного немцами отказа от ископаемого топлива. Первоначально казалось, что возвращение к углю — временная мера. Но чем дольше продолжается противостояние, тем очевиднее, что выдерживать прежнюю "зеленую" программу у Берлина не выходит.
Цифры говорят сами за себя: в 2022 году общее потребление угля выросло в ФРГ на 19%, интенсивность его использования поднялась до шестилетнего максимума, а планы сворачивания угольной электроэнергетики отложены на будущее. К тому же вмешивается Франция: ей нужно больше немецкой угольной энергии из-за ремонта на собственных АЭС. С точки зрения "умеренных зеленых", речь идет о неизбежности. Для Греты и ее единомышленников — о пессимизме. Активистка из Швеции настаивает, что нынешние темпы потребления энергии нельзя использовать для экстраполяции на будущее: поступательное введение в оборот возобновляемых источников энергии может обеспечить ее резкий приток, и тогда уголь не понадобится. Это не убеждает: в коридорах власти предпочитают закладываться на худшее.
"Радикальные зеленые" видят в таком подходе не осмотрительность, а признаки коррупции. В ноябре стало известно, что бывший руководитель бюро министра иностранных дел ФРГ от "зеленых" Анналены Бербок Титус Ребхан перешел на работу в концерн RWE. Настолько прямая связь шокировала мир борцов с изменением климата. В Берлине началась кампания по бойкоту Зеленой партии — 12 февраля в столице выборы, и разочарованные экологисты призывают колеблющихся единомышленников отказать в доверии партии Бербок и Хабека как предателям истинно "зеленых" идеалов.
50 оттенков зеленого
В свою очередь, "радикальные зеленые" сами становятся все более обременительными союзниками для die Gruene, несмотря на потребность в их голосах. На одной волне с Гретой Тунберг, но еще радикальнее — протестное движение Die Letzte Generation, проводящее акции гражданского неповиновения путем блокирования транспортных артерий. Участие "зеленых" в правящей коалиции заставляет их ужесточать тон по отношению к протестующим против федерального правительства. Осенью 2022 года Роберт Хабек назвал "бесполезным и раздражающим" перформанс Die Letzte Generation в потсдамском музее, где активисты испачкали пюре защитное стекло одного из полотен (картина не пострадала). Коллеги Хабека по партии позволили себе и больше безапелляционности. Депутат и бывшая министр сельского хозяйства от экологистов Ренате Кюнаст назвала тактику "крайних зеленых" "шантажом" общества.
Первоначально могло сложиться впечатление, что Хабек расчетливо раскалывает радикалов: отвергая методы слишком непримримых, он продолжал хвалебно отзываться о Грете Тунберг. В начале 2023 года понятно, что эта тактика не имеет перспективы. Два взгляда на будущее энергетики и общества разделяет слишком многое. Вошедшие в правящую коалицию "зеленые" видят себя левым движением, преобразующим капитализм изнутри. Тунберг и ее сторонники все больше выступают за изменение самих правил игры с контрастным переходом к понижению потребления даже ценой рыночных принципов. И уровня жизни.
Глядя на новое поколение, "зеленым" у власти есть что вспомнить: себя самих. 40 лет назад в ФРГ партия die Gruene, основанная бывшими анархистами и коммунистами, придерживалась пацифизма. В 1980-е годы ее активисты участвовали в манифестациях против блока НАТО. Миновало 20 лет — и в 1999 году возглавивший МИД Германии "зеленый" Йошка Фишер стал одним из застрельщиков агрессии Североатлантического альянса против Югославии. Спустя еще 20 лет о прямом конфликте, на этот раз с Россией, заявляет "зеленая" Анналена Бербок — одна из самых непримиримых в лагере ястребов Европейского союза. Готовность идти на компромиссы с истеблишментом и умение встраиваться в него уже принесли die Gruene властные полномочия. Но совместим ли этот подход с сохранением симпатий молодежи, покажет только время.
Игорь Гашков