7 марта 2023, 08:40
Статья
Министр иностранных дел КНР Цинь Ган. AP Photo/ Mark Schiefelbein
Министр иностранных дел КНР Цинь Ган

Соединенные Штаты пытаются создать "азиатско-тихоокеанскую версию НАТО" против Китая и повторить в Азиатско-Тихоокеанском регионе украинский сценарий. Об этом заявил во вторник министр иностранных дел КНР Цинь Ган на ежегодной пресс-конференции на полях сессии Всекитайского собрания народных представителей.

На своей первой большой пресс-конференции после вступления в должность главы МИД Китая в декабре прошлого года Цинь Ган ответил на 15 вопросов китайских и иностранных журналистов. Он рассказал о внешней политике Пекина, его отношениях с Москвой, Вашингтоном и другими ведущими державами, ситуации на Украине и других актуальных проблемах.

ТАСС собрал основные тезисы министра.

О ситуации на Украине

"Украинский кризис - это трагедия, которой можно было бы избежать", "результат катастрофических противоречий" в сфере европейской безопасности. В Пекине надеются, что Европа сможет "извлечь из этого урок, приобрести настоящую стратегическую самостоятельность и добиться устойчивого развития".

Китай не является инициатором или стороной конфликта и не поставлял оружие ни России, ни Украине: "С какой стати на КНР пытаются переложить ответственность? Дело даже доходит до санкций и угроз. Для нас это неприемлемо".

При этом в Пекине задаются вопросом, почему Вашингтон может годами поставлять вооружение Тайваню, но требует от китайских властей воздержаться от военных поставок Москве.

В ситуации на Украине наступил критический момент, когда нужно выбирать между мирными переговорами и эскалацией. Отдельные государства "сводят на нет попытки восстановить мирные переговоры", а "невидимая рука" подталкивает к дальнейшему затягиванию и эскалации конфликта, чтобы использовать его "в своих геополитических замыслах".

Об отношениях с Россией

Москва и Пекин продвигают многополярность и демократизацию международных отношений, а их партнерство служит залогом глобального стратегического баланса и стабильности: "Чем больше неустойчивости и беспокойства будет в мире, тем стабильнее должны развиваться китайско-российские отношения".

Контакты между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом РФ Владимиром Путиным являются "компасом и отправной точкой" двусторонних отношений.

В торговле Россия и Китай намерены использовать те валюты, которые "удобны, безопасны и надежны". "Международные валюты не должны использоваться в качестве оружия для введения односторонних санкций, они не могут становиться синонимом травли и угроз".

Об отношениях с США и "азиатско-тихоокеанской версии НАТО"

В политике Соединенных Штатов в отношении Китая есть "серьезный перекос" - Вашингтон всегда руководствуется "презумпцией виновности" Пекина.

"Оценка США, что Китай является для них главным стратегическим оппонентом и угрозой, является в корне ошибочной", а американские попытки затормозить развитие Пекина "приведут к провалу": "Нельзя построить собственное величие за счет ущемления других государств".

В случае с февральским инцидентом с китайским аэростатом над территорией США Вашингтон "устроил дипломатический кризис, которого можно было избежать", притом что он сам признал, что объект "не представлял какой-либо опасности".

Индо-тихоокеанская стратегия США, по их утверждениям, направлена на укрепление "свободы и открытости", но ее подлинная цель - "окружить КНР", в том числе создавая "азиатско-тихоокеанскую версию НАТО и подрывая региональную интеграцию". "Нельзя допустить, чтобы украинский кризис повторился в Азии".

О Тайване

Китай продолжит предпринимать усилия для мирного объединения страны, проявляя "максимально добрую волю": "Мы [с жителями Тайваня] кровные братья". При этом в Пекине готовы "принять все необходимые меры" для защиты территориальной целостности страны.

Тайваньский вопрос касается "самой сути ключевых интересов" Китая, это его внутреннее дело и "красная линия в китайско-американских отношениях, которую пересекать нельзя".

Позиция Вашингтона по Тайваню двулична, и если проблема не будет "правильно урегулирована", его отношения с Пекином "пошатнутся".