12 мая 2023, 14:35
Статья

Задержание экс-премьера Пакистана Имрана Хана по делу о коррупции заставило тысячи граждан выйти на протесты в крупнейших городах страны. Эти протесты стали особенно масштабными и уже привели к тому, что Высокий суд Исламабада временно отпустил политика под залог. Как будет развиваться ситуация в стране и стоит ли искать в ней иностранный след — в материале ТАСС

EPA-EFE/ RAHAT DAR

В Пакистане разразился политический скандал после задержания бывшего премьер-министра и председателя оппозиционной партии "Движение за справедливость" (ДЗС) Имрана Хана.

Верховный суд Пакистана уже признал его арест незаконным и постановил освободить оппозиционного политика из-под стражи. Хана отпустили под залог на две недели, но министр внутренних дел Рана Санаулла ранее предупредил, что власти снова арестуют его.

"Мы арестуем его снова. Если завтра он выйдет под залог в Высоком суде, мы дождемся отмены залога и арестуем его снова", — говорил Санаулла 11 мая.

Дела экс-премьера

Бывшего главу пакистанского кабмина взяли под стражу в рамках рассмотрения дела о коррупции и использовании для отмывания денег принадлежащего экс-премьеру фонда Al Qadir Trust. Как утверждают следователи, в годы премьерства политик легализовал около $175,5 млн, полученных из Великобритании от некой фирмы, занимающейся недвижимостью.

В настоящее время в судах Пакистана против председателя ДЗС рассматриваются десятки уголовных дел по различным обвинениям, включая терроризм и организацию беспорядков. Среди прочего его обвиняют в том, что он продавал дорогие подарки, полученные им от лидеров иностранных государств во время нахождения у власти, и выручил от этого 36 млн пакистанских рупий ($137,7 тыс.).

Имран Хан возглавлял кабмин Пакистана в 2018–2022 годах. Должность премьера он оставил 10 апреля 2022 года в результате вынесенного ему парламентом вотума недоверия. В октябре 2022 года пакистанская Избирательная комиссия отстранила его от участия в выборах и лишила права занимать государственные должности сроком на пять лет из-за некорректного заполнения декларации о доходах в период исполнения обязанностей премьер-министра.

Протесты идут по всей стране

В ответ на арест ДЗС призвала своих сторонников и активистов выйти на общенациональный протест.

"9 мая, даст Бог, станет днем независимости Пакистана, а не ареста Имрана Хана. Люди должны прийти на Либерти Чоук в Лахоре. Там будет разъяснен план действий", — написал генеральный секретарь ДЗС в провинции Пенджаб Хаммад Азхар в Twitter.

В тот же день демонстрации начались в крупных городах исламской республики, в том числе в Аботтабаде, Исламабаде, Лахоре, Пешаваре, Равалпинди, Сиалкоте, Фейсалабаде, Харипуре.

В пресс-службе ДЗС утверждали, что представителей СМИ не допускают до освещения протестов, а в отношении сторонников партии применяются силовые методы воздействия, в том числе слезоточивый газ.

Протестующие оппозиционеры совершают акты вандализма. Только в Исламабаде, по данным на 11 мая, были задержаны 298 человек, "виновных в поджогах и злонамеренных действиях", сообщала полиция пакистанской столицы. Правоохранители сообщали о 16 зарегистрированных делах о поджогах и порче частной и государственной собственности.

Согласно данным пресс-службы ДЗС на 11 мая, в ходе протестов по всей стране погибли около 50 человек, по меньшей мере 120 пострадали, от 1 200 до 1 300 демонстрантов были задержаны полицией. За подстрекательство и организацию протестов был арестован бывший министр иностранных дел Пакистана и заместитель председателя ДЗС Шах Мехмуд Куреши. Кроме того, 10 мая были задержаны генсек ДЗС Асад Умар и высокопоставленный деятель партии Фавад Чоудри. Телеканал Geo-TV объяснял это попыткой "гарантировать соблюдение закона и порядка, поскольку они задают тон событиям — будь то протесты или другая подрывная активность". 

Министр иностранных дел Пакистана Билавал Бхутто-Зардари назвал реакцию оппозиции на арест Хана совершенно необоснованной и призвал ДЗС "не осложнять ситуацию в стране" и прекратить протесты. Он также пообещал, что виновные в нарушении порядка будут привлечены к ответственности.

Давние протесты

Подобные протесты в поддержку Хана проходят уже не впервые. Его сторонники оказывали сопротивление полиции при попытке ареста экс-премьера в Лахоре еще 14 марта. Тогда сообщалось, что многочисленный наряд полиции прибыл к резиденции Хана, чтобы взять его под стражу. В пресс-службе ДЗС отмечали, что полиция применяла для разгона толпы водометы, слезоточивый газ и резиновые пули.

Протесты не утихали несколько дней. О применении полицией силы в ходе операции по задержанию сторонников ДЗС и сносу палаточных лагерей активистов сообщалось 18 марта. Оппозиция применяла против правоохранителей огнестрельное оружие и бутылки с зажигательной смесью. В доме Хана провели обыск, в ходе которого, по утверждению властей, были обнаружены оружие и боеприпасы.

Позже политик заявил об угрозе его жизни и отказался приезжать в суд на разбирательства по выдвинутым против него обвинениям.

"Моя жизнь и безопасность под угрозой, почему я должен приезжать в суд?" — заявил Хан в видеообращении к Верховному суду Пакистана. "Прошу разрешения участвовать в заседаниях суда в режиме видеоконференции. Гарантирую свое присутствие на всех заседаниях", — отмечал он.

До этого Хан уже переживал покушение. 3 ноября 2022 года, когда он возглавлял марш с требованием провести досрочные выборы, в него несколько раз выстрелили из пистолета. В тот момент политик стоял на крыше грузовика. По словам самого Хана, он был ранен двумя пулями в правое бедро и столькими же — в левое. В результате нападения один человек погиб, еще 13 получили ранения.

Выступления стали масштабнее

Масштаб нынешних выступлений намного шире, чем год назад, когда Имрана Хана отстраняли от власти, обращает внимание доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский.

О серьезности текущих протестов пишет и газета New York Times. Как отмечает издание, арест Хана усилил противостояние между ним и могущественными пакистанскими военными, а также вывел страну на "неизведанную политическую территорию". В публикации обратили внимание, что до этого ни один политик, опираясь на столь массовую поддержку населения, не бросал прямой вызов военным, "которые на протяжении десятилетий были невидимой рукой, стоящей за правительством".

Ситуация обостряется тем, что Пакистан переживает экономический кризис. Как пишет The Guardian, инфляция выросла до 36,4%, а это означает, что люди не могут позволить себе предметы первой необходимости. Издание отмечает, что страна находится на грани дефолта и все еще ждет помощи от МВФ в размере $1,1 млрд, хотя это мало повлияет на общую задолженность $100 млрд. При этом, обращает внимание The Guardian, тяжелое экономическое положение стало политическим спасением Хана.

"Если ситуация стабилизируется, правильным решением было бы назначение парламентских выборов. После всего того, что власти предприняли в отношении Имрана Хана, победа его партии гарантирована", — сказал ТАСС Борис Волхонский.

По его словам, существует как минимум четыре возможных сценария развития событий. Самый вероятный — армия вмешается в ситуацию на стороне действующей власти и в итоге ее удастся стабилизировать.

Но если армия останется в стороне, прежде всего это может привести к отставке правительства и возвращению Имрана Хана к власти на волне народного бунта, отмечает Борис Волхонский.

Также возможен сценарий, при котором ситуация выйдет из-под контроля и армия возьмет власть в свои руки, установив военное правление.

"Если армейское вмешательство будет осуществлено слишком поздно, как отмечают индийские комментаторы, речь будет идти о том, что Пакистан просто распадется. Это самый неблагоприятный сценарий, поскольку распад ядерного государства — это превращение одного ядерного Пакистана в четыре-пять ядерных Пакистанчиков", — констатировал эксперт.

Стоит ли искать иностранный след?

Сам Хан еще до смещения с должности премьера заявлял, что его правительству угрожали США и местная оппозиция. Он не раз выражал мнение, что политический процесс против него инспирирован и финансируется из-за рубежа.

Как заявляли в ДЗС, правительство Хана было отправлено в отставку из-за независимой внешней политики и визита премьер-министра в Россию 24 февраля — в день начала военной операции РФ на Украине. 

К тому же в марте Хан раскритиковал ЕС за призыв проголосовать на Генассамблее ООН за принятие резолюции, осуждающей действия России на Украине. "Мы вам рабы, что ли, чтобы делать то, что вы скажете? А когда Индия нарушила закон в оккупированном Кашмире, кто-то из вас остановил с ней торговлю или разорвал отношения с ней?" — говорил он.

Американские власти отрицают причастность к смене руководства в стране. В Белом доме в ответ на обвинения со стороны Хана заявили, что США ценят давнее сотрудничество с Пакистаном, который имеет критическое значение для их интересов.

Свидетельств иностранного заговора против экс-премьера не обнаружили и в самом Пакистане. К такому выводу пришел Комитет национальной безопасности, проанализировавший выводы государственных органов безопасности.

Даже если в ситуации с отставкой Имрана Хана все же имело место иностранное вмешательство, ситуация с текущими протестами развивается по внутренней логике и внутренним причинам, отмечает Борис Волхонский.

"В целом можно сказать, что в улучшении ситуации в Пакистане заинтересованы все, потому что дестабилизация ядерного государства — кошмарный сон для всех", — сказал эксперт.

Лидия Мисник