БРЮССЕЛЬ, 8 ноября. /ТАСС/. Еврокомиссия (ЕК) порекомендовала Совету ЕС начать переговоры с Боснией и Герцеговиной, Молдавией, Украиной о приеме в сообщество и предоставить Грузии статус кандидата на вступление. Об этом заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции в Брюсселе, представляя ежегодный доклад Еврокомиссии о расширении.
По всем странам ЕК включила несколько условий, которые они должны выполнить до принятия окончательного решения. Первым из них для всех стран является усиление борьбы с коррупцией. Фон дер Ляйен сообщила, что при идеальном развитии событий переговоры о приеме Украины могут начаться в конце марта 2024 года, но сроки их завершения предсказать невозможно, это "процесс, основанный на заслугах".
"Еврокомиссия приняла отчет о расширении. Сегодня, через 10 лет после акций протеста на "майдане". Там стреляли в людей за то, что они поднимали европейский флаг. Сегодня исторический день, поскольку Еврокомиссия рекомендует Евросовету начать переговоры о вступлении с Украиной и Молдавией. Кроме того, Еврокомиссия рекомендует начать переговоры о вступлении с Боснией и Герцеговиной, а также утвердить статус кандидата на вступление для Грузии", - сказала фон дер Ляйен.
"Еврокомиссия рекомендует предоставить Грузии статус кандидата при условии, что правительство предпримет важные шаги по реформам. Шаги, которые отражают искреннее стремление подавляющего большинства граждан страны присоединиться к Евросоюзу", - сказала она.
Согласно распространенному ЕК тексту доклада, в числе условий для предоставления этого статуса - "повышение синхронизации внешней политики Грузии с ЕС". Фактически речь может идти о присоединении к санкционной политике ЕС против России.
Постепенные шаги
На вопросы представителей каждой из стран, фигурирующих в докладе Еврокомиссии, о том, когда они смогут вступить в ЕС и есть ли вероятность, что это произойдет хотя бы к 2030 году, она ответила, что этот процесс "не зафиксирован в датах".
"Мы дали рекомендацию Европейскому совету (саммиту ЕС - прим. ТАСС), дальше совет должен принять политическое решение, это будет в середине декабря. Если он примет это решение, работа должна начаться немедленно. Украина должна еще завершить некоторые реформы, и к марту мы сможем сообщить об их прогрессе", - сказала фон дер Ляйен.
"Отвечая на вопрос о сроках [вступления] - это процесс, основанный на заслугах, - уточнила она. - Вы должны улучшать и реформировать свою страну. Процесс, основанный на заслугах, не зафиксирован в датах, его можно пройти быстрее или медленнее".
Согласно распространенным Еврокомиссией документам, Украине для завершения переговоров предстоит согласовать с Брюсселем свыше 30 так называемых переговорных глав. Их точное число станет известно после утверждения мандата Совета ЕС на переговоры с Киевом, что может произойти не раньше весны 2024 года. Эти главы представляют собой обширные разделы украинского законодательства и регулятивных норм, покрывающих все без исключения сферы жизни страны: политику, экономику, судебную систему.
Такие переговоры могут длиться десятилетиями без гарантий успешного завершения. Так, переговоры о приеме в ЕС Турции продолжаются уже более 18 лет.
Реформировать Евросоюз
Фон дер Ляйен также признала, что для приема Украины и Молдавии в ЕС страны сообщества сначала должны реформировать Евросоюз.
"Мы также должны сами ответить на вопрос, что мы готовы сделать, чтобы принять страны, которые достигли необходимого уровня", - заявила она.
"У нас идет внутренняя дискуссия. Мы никогда не сможем завершить работу по совершенствованию демократии, демократия должна быть жива и работать, - заявила она. - Демократия - это то, что нужно зарабатывать каждый день".
Идею пообещать претендентам вступление в ЕС к 2030 году ранее представил глава Евросовета Шарль Мишель, однако она была отвергнута не только странами сообщества, но и главой Еврокомиссии. Проблема здесь не только в нежелании давать нереалистичные обещания, но и в том, что Евросоюзу объективно необходимы серьезные внутренние реформы, чтобы суметь переварить прием столь бедных государств, как Молдавия и Украина.
Согласно предварительным проектам перестройки Евросоюза, тезисы которых попадают в западные СМИ, речь идет, в частности, об усилении власти институтов Брюсселя и в первую очередь Еврокомиссии, о дальнейшем сокращении суверенитета стран - членов ЕС и полномочий их правительств, о лишении стран сообщества права вето в Европейском совете, о пересмотре бюджета ЕС.
По мнению многих европейских аналитиков и действующих политиков, без проведения европерестройки прием новых стран в сообщество может привести к новому мощному кризису Евросоюза и даже возможному его расколу на несколько региональных групп. При этом проведение реформ ЕС не может полностью гарантировать, что этого сценария удастся избежать, отмечают они.