ТБИЛИСИ, 23 апреля. /ТАСС/. Грузинское общество требует информации о прозрачности финансирования неправительственных организаций (НПО), закон об иноагентах не имеет альтернативы. Об этом заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
"Грузинское общество поддерживает прозрачность НПО. Прозрачность НПО важна для того, чтобы общество было информировано, а информированное общество является обязательным условием для того, чтобы суверенитет страны был твердо защищен. <..> Таким образом, у принятия этого закона (об иноагентах - прим. ТАСС) нет никакой альтернативы", - сказал Кобахидзе журналистам.
Парламент Грузии 17 апреля в первом чтении на пленарном заседании одобрил законопроект об иноагентах, против которого высказывались президент Грузии Саломе Зурабишвили, оппозиция и западные дипломаты, увидевшие в нем препятствие для интеграции республики в Евросоюз. С понедельника в Тбилиси оппозиция и гражданские активисты проводят митинги против законопроекта. Акции протеста иногда перерастают в стычки с полицией. Стражи порядка задерживают протестующих.
Правящая партия "Грузинская мечта - Демократическая Грузия" в начале апреля заявила о решении повторно внести на рассмотрение парламента законопроект "О прозрачности иностранного влияния". Это произошло спустя год после того, как аналогичная инициатива привела к массовым протестам, что заставило власти отказаться от принятия законопроекта. Его текст остался таким же, как и в прошлом году, за исключением термина "агент иностранного влияния". Вместо этого использовано понятие "организация, проводящая интересы иностранной силы".
Законы об иностранных агентах действуют в России, в некоторых странах Запада, а также в Австралии, Израиле и Китае. Первыми закон о регистрации иностранных агентов приняли США в 1938 году. С 2018 года в Австралии действует закон о системе прозрачности иностранного влияния. В июле 2016 года в Израиле был принят закон о прозрачности финансирования НПО. В Китае с января 2017 года действует закон, регулирующий деятельность иностранных НПО. В 2023 году в Великобритании вступил в силу обновленный закон о национальной безопасности, принятый в июле того же года и регулирующий работу НПО. Аналогичный законопроект находится на рассмотрении в парламенте Франции.