Реформист, врач, законодатель и чиновник. Кто новый президент Ирана

Президент Ирана Масуд Пезешкиан. AP Photo/ Vahid Salemi
Президент Ирана Масуд Пезешкиан

Кандидат от крыла реформистов Масуд Пезешкиан одержал победу на внеочередных выборах президента Ирана. Во втором туре депутат парламента и бывший министр здравоохранения опередил своего соперника от консерваторов - представителя верховного лидера исламской республики в Высшем совете национальной безопасности Саида Джалили - почти на 3 млн голосов.

Умеренный реформист, кардиохирург, законодатель и чиновник: о том, кто будет главой исполнительной власти в Иране ближайшие четыре года, в материале ТАСС.

Происхождение

Масуд Пезешкиан родился в 1954 году в этнически смешанной семье, которая проживала в Мехабаде - административном центре иранской провинции Западный Азербайджан. Его отец - азербайджанец, мать - курдка. В первом туре выборов Пезешкиан получил большинство голосов в районах проживания этнических меньшинств, а также в столичной провинции. За консерватора Джалили активнее голосовали в центральных районах страны, которые в основном населены этническими персами.

Профессиональная карьера

По достижении совершеннолетия Пезешкиан был призван на воинскую службу, которую проходил в Заболе - одном из самых бедных городов провинции Систан и Белуджистан. После окончания службы он вернулся в родную провинцию, где в 1976 году поступил в Тебризский университет медицинских наук.

Во время ирано-иракской войны служил военным врачом. Пезешкиан, согласно иранским средствам массовой информации, много времени проводил на передовой, где координировал перемещения медицинских бригад, а также принимал непосредственное участие в боевых действиях. После службы на фронте он продолжил обучение в Тебризе по направлению "общая хирургия" и получил степень только в 1985 году. Позже он стал кардиохирургом, пройдя подготовку в Университете медицинских наук Ирана в 1993 году.

Первой административной работой Пезешкиана стала должность ректора Тебризского университета медицинских наук, который он возглавлял с 1994 по 1999 год. Назначение Пезешкиана на пост ректора совпало с личной трагедией - в 1994 году его жена и восьмилетний сын погибли в автокатастрофе. Он больше не вступал в брак, вырастив оставшихся двух сыновей и дочь в одиночку. В иранском обществе этот факт биографии Пезешкиана, вызывающий у многих чувство сострадания и эмпатии, воспринимается как важная составляющая его политического профиля.

Политическая карьера

Политическая карьера Пезешкиана началась в 1997 году, когда он присоединился к правительству президента Мохаммада Хатами в качестве заместителя министра здравоохранения. Затем он был назначен министром здравоохранения и занимал эту должность с 2001 по 2005 год. Пезешкиан пять раз избирался депутатом иранского парламента, представляя город Тебриз. Первый мандат он получил в 2008 году, с 2016 по 2020 год занимал должность вице-спикера.

В парламенте Пезешкиан позиционировал себя как независимого политика и дистанцировался от избирательных блоков. Однако в ходе предвыборной кампании ассоциировал себя с реформистами за счет поддержки со стороны лидеров этого политического течения - бывших президентов Хасана Роухани и Мохаммада Хатами, бывшего министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа, а также руководителей реформистских партий и движений.

Пезешкиан дважды подавал документы для участия в выборах президента. В 2013 году она отозвал свою кандидатуру, поддержав реформиста Али Акбара Хашеми Рафсанджани. В 2021 году Совет стражей конституции не допустил Пезешкиана и других известных реформистов до участия в выборах.

Лояльная критика насилия

Одним из первых резонансных заявлений Пезешкиана считается его речь парламенте, произнесенная на фоне массовых протестов 2009 года. Тогда после объявления итогов президентских выборов, согласно которым победил Махмуд Ахмадинежад, тысячи сторонников Мир Хосейна Мусави, кандидата от реформистского крыла, вышли на улицу. Переросшие в беспорядки протесты были быстро и жестоко подавлены. Пезешкиан раскритиковал действия властей в отношении протестующих, вызвав недовольство консерваторов в парламенте, которые попытались его прервать.

Аналогичным образом Пезешкиан отреагировал на протесты 2022 года, вызванных смертью Махсы Амини. Девушка умерла после задержания полицией нравов из-за предполагаемого нарушения правил ношения хиджаба. После смерти Амини по всей стране прокатилась волна массовых протестов, в ходе которых погибли более пятисот человек, в том числе сотрудники правоохранительных органов. Иранские силы безопасности задержали десятки тысяч участников протестов, из которых многим были предъявлены обвинения в организации беспорядков и других тяжких преступлениях.

Пезешкиан, в частности, подверг сомнению официальную версию, согласно которой Амини умерла в полицейском участке от сердечного приступа, и призвал провести заслуживающее доверия и прозрачное расследование причин ее смерти. Однако в разгар протестов он предостерег их участников от "действий, которые могут привести к национальной нестабильности".

Несмотря на периодическую критику властей, избранный президент сохраняет лояльность по отношению к духовному лидеру и руководителю Ирана аятолле Али Хаменеи. В иранской политической системе президент - второе лицо, который фактически выполняет функции премьер-министра, тогда как основные направления развития исламской республики определяет верховный лидер. В этой связи аналитики не ожидают принципиальных изменений во внутренней или внешней политике Ирана после избрания нового президента.

Отношение к ядерной сделке

Пезешкиан выступает за восстановление Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, который был подписан в 2015 году Ираном и группой стран в составе Великобритании, США, России, Франции, Китая и Германии, известной как "шестерка" международных посредников. Заключение этого договора ознаменовало окончание кризиса, начавшегося в 2004 году, когда западные страны обвинили Иран в разработке ядерного оружия, в связи с чем в отношении исламской республики были введены санкции, и страна оказалась в международной изоляции. Предыдущий президент США Дональд Трамп в 2018 году принял решение о выходе страны из договора.

"Главный вопрос - это перспектива. Хотим ли мы решать наши проблемы с миром или нет? Я считаю, что мы должны выйти из тупика, чтобы решить проблемы страны", - заявил Пезешкиан в ходе одного из предвыборных выступлений.

В контексте возобновления ядерной сделки Пезешкиан говорил о необходимости диалога с западными странами и обещал преодолеть международную изоляцию исламской республики. Некоторые аналитики допускают, что принадлежность избранного президента к реформистскому лагерю и его безупречная репутация могут способствовать развитию отношений между Ираном и Западом.

Кроме того, одним из ключевых союзников Пезешкиана считается бывший министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф, который курировал работу над ядерным соглашением 2015 года. Если Зариф сможет влиять на внутриполитические процессы после избрания президентом своего союзника, сторонники восстановления СВПД получат существенное преимущество.

Выборы президента

На прошедших выборах Пезешкиан стал единственным кандидатом от реформистов. В исламской республике существуют три условных политических лагеря: консерваторы, умеренные и реформисты. Последние выступают за трансформацию системы управления и усиление роли республиканских институтов. В то же время представители всех течений считают необходимым укрепление государственного строя республики, в том числе ислама в качестве официальной религии страны.

Первый тур выборов, состоявшийся 28 июня, не выявил победителя, поскольку никто из участников президентской гонки не набрал больше 50% голосов. В нем, помимо Пезешкиана, участвовали представитель верховного лидера в Высшем совете национальной безопасности Саид Джалили, спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф, а также бывший глава министерства внутренних дел и министерства юстиции Мостафа Пурмохаммади. Все трое представляли на выборах лагерь консерваторов.

Во второй тур с большим отрывом прошли Пезешкиан и Джалили. Бывший министр здравоохранения получил около 44% голосов, член Совета безопасности - 40%. Выбывшие из президентской гонки Галибаф и Пурмохаммади - 14% и 0,8% соответственно. По итогам второго тура Пезешкиан набрал 53,6% голосов, его соперник - 44,3%. Явка во втором туре составила 49,8%.

Внеочередные выборы были объявлены в Иране после гибели президента исламской республики Эбрахима Раиси. Вертолет, на борту которого находились восемь человек, включая президента и министра иностранных дел, разбился вечером 19 мая в иранской провинции Восточный Азербайджан. Никто из пассажиров и членов экипажа при крушении не выжил.