ГААГА, 16 июля. /ТАСС/. Новая книга, посвященная крушению рейса MH17, в скором времени выйдет в Нидерландах. Автором Het MH17 bedrog ("Заблуждения о MH17") является голландский журналист Эрик ван де Бейк. В беседе с ТАСС он отметил, что даже сейчас, спустя десять лет с момента трагедии, нельзя с уверенностью сказать, кто сбил самолет, зачем и по чьему указанию.
Автор посетил все 69 судебных заседаний по уголовному делу, которое рассматривалось окружным судом Гааги. По его мнению, "нет убедительных, а уже тем более неопровержимых доказательств того, что Россия виновата". В то же время, подчеркнул журналист, поведение Киева "вызывает подозрения", и в любом случае "украинцы внесли свой вклад в катастрофу, оставив открытым воздушное пространство над зоной боевых действий".
Стоит отметить, что это уже вторая книга ван де Бейка о крушении рейса MH17. Первая книга MH17 De Onderste Steen ("MH17: суть дела") вышла в свет в 2022 году. "Меня заинтересовала эта тема, потому что крушение MH17 серьезно отразилось на Нидерландах, - рассказал он. - Мы никогда не переживали ничего подобного с окончания Второй мировой войны. Уголовный процесс по делу MH17 был самым крупным и сложным делом в нашей истории".
"Я сразу почувствовал, что США использовали эту трагедию для достижения своей политической цели, поставленной задолго до 17 июля: оттолкнуть Россию от Европы и усилить поддержку НАТО, - подчеркнул автор. - Я задался вопросом, могло ли крушение MH17 быть операцией под ложным флагом, и начал расследование. Я считаю, что как у журналиста у меня есть моральный долг разоблачать ложные утверждения правительств, которые создают напряженность между странами и в конечном итоге могут привести даже к войне".
Необходимость второй книги возникла из-за многих вопросов, оставшихся без ответов, и большого объема новой информации. "Многие вопросы не давали мне покоя, - заметил Эрик ван де Бейк. - Например, как экипаж российского ЗРК "Бук" мог принять украинский военный самолет за пассажирский лайнер". Чтобы выяснить это, он побывал в Музее противовоздушной обороны недалеко от Хельсинки, где пообщался с бывшим командиром финского подразделения, использовавшего "Буки", и ознакомился с системой управления комплексом. На основе этого журналист пришел к выводу, что "крайне маловероятно, чтобы была допущена такая ошибка". Международный суд ООН тем временем опубликовал ряд важных документов, в том числе ранее недоступные отчеты концерна "Алмаз-Антей", производителя ЗРК "Бук". Много информации ван де Бейк нашел на русскоязычных форумах. Кроме того, адвокаты, защищавшие в суде интересы обвиняемого Олега Пулатова, представили гораздо больше новой информации, чем предполагал журналист.
Инакомыслие пресекается на корню
Книгу автор решил издавать сам. Крупное издательство в Амстердаме изначально проявило интерес к сотрудничеству с ним, но потом отказалось, когда узнало, что в книге ставится под вопрос сценарий с российским "Буком". "Вот вам и свобода прессы в Нидерландах", - констатировал он.
Ван де Бейк только начал продвижение своей книги, заказать ее можно на сайте автора с доставкой в конце июля или начале августа. "Помимо того, что многие хлопают меня по плечу, я получаю и массу ненавистных реакций, - заметил он. - Людям в Нидерландах настолько промыли мозги по поводу MH17, что они не могут себе представить, что могло произойти что-то еще, кроме того, о чем десять лет подряд рассказывается в газетах и на телевидении. Если кто-то думает иначе, его подозревают в работе на Кремль, называют сторонником заговора или обвиняют в проявлении неуважения к жертвам и ближайшим родственникам".
Пассажирский "Боинг-777" компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области Украины, в результате чего погибли 298 человек - граждане десяти государств. Для расследования трагедии были создана Совместная следственная группа (ССГ), в которую вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. На основе результатов их работы в окружном суде Гааге было организовано рассмотрение уголовного дела. В ноябре 2022 года инстанция признала виновными и заочно приговорила к пожизненному заключению трех человек - бывшего главу ополченцев ДНР Игоря Гиркина (Стрелкова), и его подчиненных Сергея Дубинского и Леонида Харченко. Олег Пулатов, четвертый обвиняемый и единственный, чьи интересы представляла группа адвокатов, был оправдан за неимением достаточного количества доказательств причастности к инциденту. Российские официальные лица неоднократно выражали недоверие к результатам работы следственной группы, указывали на безосновательность аргументов обвинения и нежелание использовать выводы Москвы в ходе расследования.
В феврале 2023 года ССГ заявила, что приостанавливает расследование дела MH17 в связи с отсутствием достаточного количества доказательств для преследования новых подозреваемых.