16 сентября, 13:43
Статья

Битва за доллар: как Трамп пытается защитить национальную валюту на мировом рынке

Положение доллара США в мире с каждым днем становится все более шатким, и решить эту проблему в случае своего избрания намерен кандидат в президенты Дональд Трамп. Он уже выдвигает идеи о том, как можно наказывать государства, которые пытаются уйти от торговли в долларах. Выгодно ли это самим Штатам и действительно ли сегодня есть угроза свержения доллара — в материале ТАСС
Кандидат в президенты США Дональд Трамп. AP Photo/ Alex Brandon
Кандидат в президенты США Дональд Трамп

Проигрывают все

Кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп в случае своей победы на выборах главы государства намерен продолжать свою прежнюю политику сохранения доллара США в качестве мировой резервной валюты.

Он пообещал, что, если его изберут президентом, отказ других стран от использования американской валюты станет слишком дорогим.

"Многие страны уходят от доллара, но они не уйдут от доллара при мне. Вот что я скажу: если вы отказываетесь от доллара, вы не ведете дела с Соединенными Штатами, потому что мы собираемся ввести 100-процентную пошлину на ваши товары", — заявил политик на митинге в штате Висконсин.

Республиканец убежден, что уже восемь лет доллар находится "под серьезной осадой", а потерять его как мировую валюту будет для США равносильно поражению в войне.

По словам экс-чиновника, знакомого со взглядами Трампа на торговлю, став президентом, политик также может вновь ввести тарифы, которые были приостановлены при президентстве Джо Байдена. В частности, речь идет о тарифах на импорт стали и алюминия, а также на европейские товары в рамках длительного спора по поводу субсидий на авиацию, приводит его слова Financial Times.

"Люди Байдена действительно принесли европейцам несколько крупных побед... А европейцы особо ничего не дали администрации Байдена", — сказал он. По его словам, ЕС пользуется ситуацией, чтобы помочь своим компаниям и навредить американским.

Предвыборное обещание Трампа, направленное на защиту гегемонии доллара на мировых финансовых рынках, станет решительным возмездием для тех, кто пытается нарушить такое положение дел, считает партнер и главный экономист китайской компании по управлению активами GROW Investment Group Хао Хун.

"Доллар США — это своего рода привилегия, которой пользуется экономика США, и своего рода налог на ликвидность для остального мира, поэтому я не удивлен, увидев такого рода угрозу", — сказал он CNBC.

Тем не менее этот шаг станет проигрышным как для Вашингтона, так и для его крупнейшего экономического соперника — Пекина. Как объяснил эксперт, китайский экспортный сектор был настолько конкурентоспособным, что стал движущей силой снижения глобальной инфляции, поэтому введение 100-процентного тарифа на китайский экспорт существенно обострит инфляцию в самих США.

Для Китая такие высокие тарифы, в свою очередь, нанесут ущерб его экспорту, рост которого уже замедляется, пока производственный сектор страны страдает от избыточных мощностей.

Борьба за доллар

Идея Трампа о введении новых пошлин — часть его более широкой стратегии по противодействию усилиям стран по дедолларизации своей торговли.

В нынешнем положении американской экономики республиканец не устает винить администрацию своего преемника Джо Байдена. "США в упадке. Экономика рушится, инфляция вышла из-под контроля. Наша валюта терпит крах и вскоре перестанет быть мировым стандартом при расчетах, что станет нашим крупнейшим поражением за 200 лет. Это было немыслимо еще несколько лет назад, но сейчас происходит на наших глазах", — говорил он в апреле прошлого года.

Заявление республиканца на митинге в Висконсине последовало за многомесячными дискуссиями между ним и его экономическими советниками о том, как можно наказывать союзников или противников США, которые ищут активные способы участия в двусторонней торговле в валютах, отличных от доллара. Как ранее рассказывали Bloomberg News люди, знакомые с этим вопросом, команда кандидата в президенты обсуждает, в частности, такие наказания, как экспортный контроль, сборы за манипуляции валютой и новые тарифы.

Трамп ранее уже предлагал ввести 10-процентную пошлину на все импортируемые товары, 60-процентную — на весь китайский импорт и 100-процентную — на все автомобили.

Экономист Стивен Роуч говорил CNBC, что эти тарифы в отношении Китая с высокой долей вероятности повысят инфляцию в США. Для Пекина это может означать снижение ВВП на 2%, говорил телеканалу главный экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Goldman Sachs Эндрю Тилтон.

Газета The Washington Post еще в январе писала, что подобные шаги приведут к огромным издержкам для США и мировых экономик. Причем эти издержки, по данным издания, значительно превысят последствия торговой войны Трампа в его первый срок на посту президента. Тогда администрация республиканца ввела пошлины на товары из Китая стоимостью $370 млрд. Власти КНР отмечали, что это негативно отразилось не только на китайских компаниях, но и на американских потребителях. О первой фазе торговой сделки стороны договорились в Вашингтоне еще 15 января 2020 года: Китай согласился в течение первого и второго годов действия соглашения увеличить закупки американской продукции на $76,7 млрд и $123,3 млрд соответственно. Повышенные пошлины США на товары из КНР, которые были введены при Трампе, так и не были отменены.

Доллар падает

Доллар США по-прежнему доминирует в мировых валютных резервах, но его доля, которая в 1999 году составляла более 70%, упала. Сегодня на американскую валюту приходится 59% официальных валютных резервов, на втором месте — евро с почти 20%, следует из данных Международного валютного фонда.

Но, как отмечает МВФ, последние данные Валютной структуры официальных валютных резервов (COFER) указывают на продолжающееся постепенное снижение доли доллара в резервах центральных банков и правительств. При этом это снижение за последние два десятилетия не сопровождается увеличением долей других валют "большой четверки" — евро, иены и фунта. Вместо этого растет доля так называемых нетрадиционных резервных валют, включая австралийский, канадский, сингапурский доллар, китайский юань, южнокорейскую вону и валюты скандинавских стран.

В последние годы многие государства от Бразилии до Юго-Восточной Азии призывают к тому, чтобы торговля велась не только в долларах США, но и в других валютах. От долларовых расчетов стремительно уходит, в частности, Россия. Как отмечал президент России Владимир Путин в ходе выступления на пленарном заседании Восточного экономического форума 5 сентября, финансовые и политические власти Соединенных Штатов сами подталкивают процесс отказа стран от доллара своими "непрофессиональными и глупыми действиями". Как полагает глава государства, на Западе уже понимают, что совершили ошибку, но теперь просто не могут выйти из этой колеи.

"Потому что что-то изменить — это значит признать свои ошибки. Видимо, это сложно. А с чем связано такое поведение? Видимо, рассчитывали на то, что у нас все рухнет. Поэтому отказали в долларовом обслуживании. Но тенденции, они не очевидные. Они только подталкивают, как я уже сказал, эти процессы, но тенденции в использовании валюты связаны с ростом экономики [России]", — говорил Путин.

Китай, Индия, Бразилия, Россия и Южная Африка обсуждали дедолларизацию на саммите БРИКС в прошлом году. Как отмечал советник по экономическим вопросам посольства КНР в Анкаре Лю Юйхуа, тенденция отказа от доллара в международных расчетах усиливается и это важно для стран объединения.

"Доллар утратил свою особенность как стабильной валюты обмена в международной среде. Растет интерес к фунту и евро. США периодически принимают односторонние меры, чтобы защитить собственную финансовую мощь. У Китая же, второй экономики мира, в повестке использование своей валюты. Операции в нацвалютах действительно стали тенденцией. И в дальнейшем она значительно усилится. И для стран БРИКС торговать в собственных валютах вместо доллара является важным процессом", — говорил он.

Страны — члены БРИКС, в частности, обсуждают перспективы создания единой валюты. К тому же сам факт расширения объединения и рост желания иностранных государств вступать в него, как отмечали СМИ, приближает конец доминирования доллара в качестве главной мировой валюты и, как следствие, эпохи гегемонии США.

Лидия Мисник